Что означает возрождение?

Эпоха Возрождения: основные черты

Что означает возрождение?
ГЛАВНАЯ / ИСКУССТВО / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ: ГЛАВНОЕ

Термин, хронология, ключевые понятия

В самом начале большого путешествия по страницам истории эпохи Возрождения важно остановиться на ключевых вопросах: Что такое «Возрождение»? Когда оно возникло? Сколько продлилось? Какие ключевые понятия определяют этот период?

Возрождение (Ренессанс) — это период в культурном развитии европейских стран, пришедший на смену Средним векам. Это небывалый расцвет изобразительного искусства, время географических и научных открытий, развития банковского дела, торговли и ремесел.

Значение эпохи Возрождения огромно: это не только художественный стиль, не только обращение к античности. Возрождение — это гигантский шаг вперед для всей европейской цивилизации и связанные с этим качественные преобразования. Изменилось не только искусство, но и сам человек. Освободившись от средневековых представлений, он по-новому смотрит на окружающий мир и на самого себя. Меняется его отношение к Богу, его устремления и сам образ мышления. А новое искусство, подобно зеркалу, отражает эти изменения.

Проторенессанс — путеводная звезда Возрождения

Возрождение возникло во Флоренции в начале XV века, но его первые признаки проявились уже во второй половине XIII века. Этот период, названный Проторенессансом, не предшествовал Возрождению напрямую, но без него невозможно представить появление новой культуры.

Джотто первым в своем искусстве обратил внимание на человека и его переживания, наделил изображения реалистичностью, сумел передать объемы фигур.Грандиозный гений, опередивший свое время, умер в 1337 году. Следующий революционер итальянской живописи, Мазаччо, родится только в 1401 году.Великих художников разделяют десятилетия, в течение которых мастера, лишь подражали новаторской манере Джотто или оставались верны византийским и готическим традициям. Творцы Проторенессанса станут источником вдохновения для художников, скульпторов, архитекторов и гуманистов эпохи Возрождения.
Именно от них тянутся линии преемственности к создателям революционно нового видения в изобразительном искусстве. Филиппо Брунеллески будет изучать архитектуру Арнольфо ди Камбио, Донателло будет вдохновлен человечностью скульптур Николы Пизано, традиции Джотто положат начало живописи Мазаччо.

Проторенессанс стал яркой вспышкой, озарившей тьму Средневековья, путеводной звездой, предсказавшей скорое наступление Возрождения.

По хронологии итальянское Возрождение можно разделить на 4 этапа:

Без чего же невозможно представить себе итальянское Возрождение?

Основа Возрождения — античность

Интерес к античности стал определяющим для становления Возрождения.

Главной целью самых выдающихся и передовых умов стало изучение античной культуры, в особенности литературы. В начале XV века древние книги и списки с древних рукописей ценились на вес золота. Их искали по всей Европе: в старых библиотеках и монастырских кельях, их переводили, переписывали, изучали и хранили почти как церковные реликвии. Именно античная литература легла в основу гуманизма, мировоззрения нового времени.

Микеланджело — Битва кентавров, 1492, дом Буонарроти, Флоренция

Гуманизм — философия Возрождения

Гуманизм — еще один ключевой термин для понимания эпохи Возрождения. Это интеллектуальное движение полностью изменило картину мира и породило великое искусство.

Гуманистам XV века была невыносима жизнь в средневековых тисках церковных догм, невежества, подавления и страха. Сущим кошмаром была для них мысль о ничтожности земной жизни и о несовершенстве человеческой природы. В этой связи античные рукописи и статуи не были мертвыми предметами из далекого прошлого, для гуманистов они становились подлинными учителями, помогавшими воспитать себя и изменить мир. «Это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности». Поджо Браччолини

Важно, что стремление к возрождению культуры Древней Греции и Древнего Рима не несло в себе жажды слепого подражания. Гуманисты стремились к созданию нового видения, в основе которого в равной степени лежали бы и плоды древних цивилизаций, и основы христианской веры.

Рафаэль — Афинская школа, 1509−1510, станца делла Сеньятура, Ватикан

Гуманизм быстро развивается как идейное движение, из центра во Флоренции распространяясь по всей Италии. Гуманисты много путешествуют, преподают в университетах, служат наставниками в богатых семьях купцов и банкиров, состоят советниками при государях и кардиналах, становятся членами городских советов. Они создают свои кружки, в подражание древним называя их академиями, проводят время за городом, в частных домах и библиотеках. Гуманистов отличает смелость и дерзость, общительность и вызов церковным догмам, пренебрежение к сословным предрассудкам, вера в человека и его безграничные возможности.

Самым известным и влиятельным кружком XV века стало собрание гуманистов под покровительством Лоренцо Великолепного во Флоренции. По сути Лоренцо получил место его председателя в наследство от своего деда, Козимо Старшего, стоявшего у истоков Возрождения и основавшего кружок.

Двери дома Лоренцо всегда были открыты для творческих людей. В семейном палаццо на виа Ларга и на виллах Медичи в пригородах Флоренции собирались члены «Платоновской академии», вольного общества людей, увлеченных античной культурой.

На природе в окружении античных статуй и в сопровождении музыки они вели философские беседы, изучали древние рукописи, читали стихи. В этих собраниях принимали участия самые выдающиеся люди своего времени: Лоренцо и его брат Джулиано, философы Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы, такие как: Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа дель Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли, а позднее и сам юный Буонарроти.

На этих собраниях из споров о церковных догмах, из любви к античной литературе и учению Платона родилась новая концепция, получившая название «неоплатонизм». Неоплатоники находили вдохновение в поэзии древности, воспевали красоту тела и души человека. Они искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую античность и христианство.Казалось, что в мир, где господствовала церковь, ворвалась свобода светской жизни.

Сандро Боттичелли — Весна, ок. 1478, галерея Уффици, Флоренция

Главным идеологом «Платоновской академии» был философ и католический священник Марсилио Фичино.Он утверждал, что человек стоит на вершине творения благодаря тому, что сам способен к творческому созиданию. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется в труде самого человека, который с точностью подражает Богу и соединяется в этом с ним. И если гуманисты Возрождения воплощали идеи словом, то скульпторы и художники — резцом и кистью. Вот слова Микеланджело Буонарроти, только расписавшего свод Сикстинской капеллы:

Человек эпохи Возрождения

И, конечно, гуманисты по-новому понимали место человека в мире, его отношения с Богом, с природой, с другими людьми и с самим собой.

Человек Возрождения — венец творения, властелин своей судьбы и окружающего мира. Перед ним открыты все дороги, он создан по образу и подобию Бога. Он способен познать мир, подчинить его своей воле и добиться всего, к чему он устремлен своим разумом и своим сердцем. Именно эту концепцию творцы эпохи будут воплощать в своих произведениях. Человек Донателло, Микеланджело или Мазаччо неизменно доминирует в пространстве, ему, герою и творцу, подчинено все: пейзаж, предметы, архитектура.

Пьеро делла Франческа — Урбинский диптих, ок. 1465, галерея Уффици, Флоренция

Перспектива — ключ к искусству эпохи Возрождения

Возрождение — время, полностью изменившее искусство. Изучение наследия античности, развитие наук и ремесел, возникновение гуманистической философии — вот те факторы, которые стали причиной радикальных перемен в изобразительном искусстве. Важнейшим шагом, спусковым механизмом для развития живописи, скульптуры и архитектуры стало открытие линейной перспективы. Ее практическая разработка принадлежит Филиппо Брунеллески, а теоретическим обоснованием позже занимались Леон Баттиста Альберти и Пьеро делла Франческа.

Это позволило художникам создавать трехмерное пространство на плоской поверхности. Окружающий мир не выступает более как простое перечисление, ведь с помощью перспективы мы видим вещи не сами по себе, а пропорционально соотнесенные друг с другом. Одновременно изучение светотени, исследование пропорций человеческого тела, развитие анатомии и медицины позволили художникам и скульпторам добиться невиданной прежде реалистичности в изображении человека.

Пьеро делла Франческа — Бичевание Христа, 1450−1460, Национальная галерея Марке, Урбино

© Махмудова Р. М., текст, оформление, 2019

Приходите на лекции в Москве и изучайте историю, искусство и культуру Италии

Источник: https://renarim.ru/epokha-vozrozhdeniya-glavnoye

Значение слова «Возрождение»

Что означает возрождение?

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

ВОЗРОЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. си. возродить, -ся. 2. Появление вновь, возобновление, подъем после периода упадка, разрушения. Эпоха Возрождения (эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая средневековье).

В словаре ефремовой

Ударение: Возрожде́ние ср.

  1. Период в культурном, идейном развитии ряда стран Европы, наступивший после Средневековья, характеризующийся антифеодальной направленностью, гуманистическим мировоззрением, расцветом наук, искусства, обращением к античному культурному наследию; Ренессанс.

В словаре д.н. ушакова

ВОЗРОЖДЕ́НИЕ, возрождения, мн. нет, ср. (·книж. ).
1. Возобновление, развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. «Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны.» Ленин.
2. Обновление, подъем сил (о внутреннем мире человека; ·книж. ). Возрождение к жизни.
II. ВОЗРОЖДЕ́НИЕ (В прописное), Возрождения, мн. нет, ср. (перевод ·франц. Renaissance) (·ист. ). Эпоха расцвета наук и искусств в Европе в 15 — 16 ·вв., сопровождавшаяся обновлением интереса к античной культуре. Эпоха Возрождения.

В словаре синонимов

восстановление, воссоздание, реставрация, реставрирование, оживление, ренессанс; эпоха возрождения, эпоха ренессанса, исправление, воскресенье, обновление, освежение, стиль, воскрешение, воскресение, реконструкция, возобновление, регенерация

В словаре энциклопедии

(Ренессанс) , период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др.

Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома.

Читайте также  Что будет если поставщик не уплатил ндс?

Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.

Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности — передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды — интерьера, пейзажа.

Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533-52) Рабле, драмы Шекспира, роман «Дон Кихот» (1605-15) Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского «Похвала Глупости», 1511), эссе Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения.

В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).

В словаре синонимы 4

возобновление, воскресение, воскресенье, воскрешение, воссоздание, восстановление, исправление, обновление, оживление, освежение, регенерация, ренессанс, реставрация, стиль

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

возрожде́ние,возрожде́ния,возрожде́ния,возрожде́ний,возрожде́нию,возрожде́ниям,возрожде́ние,возрожде́ния,возрожде́нием,возрожде́ниями,возрожде́нии,возрожде́ниях

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Эпоха Возрождения (Ренессанса) – Интересные факты

Что означает возрождение?

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями.

Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

Эпоха Возрождения кратко

Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».

Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

Литература Возрождения

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность.

Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Самые интересные факты о литературе читайте здесь.

Философия эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса — Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

Кратко лишь можно сказать, что Коперник (см. интересные факты о Копернике) произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».

Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен (см. интересные факты о Леонардо да Винчи).

Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».

Читайте также  Что такое величина купона?

Теперь вы знаете о том, что собой представляла эпоха Ренессанса. Мы постарались кратко осветить ключевые направления культуры, искусства и науки Ренессанса, а также рассказали о наиболее значимых представителях этих направлений.

Кстати говоря, рекомендуем посмотреть замечательные фотографии о том, как бы выглядели современные звезды в эпоху Возрождения. Очень интересно и увлекательно.

Если хотите много знать, — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/epoha-vozrozhdeniya/

Что такое возрождение?

Что означает возрождение?

Вопрос читателя: Что такое возрождение? Кто такие возрождённые люди?

Возрождение является центральным положением Божьего спасения, о котором говорит Библия. Чтобы ответить на этот важный вопрос, воспользуемся Восстановительным переводом Нового Завета с примечаниями.

Удивительное событие

Возрождение — это удивительное событие, происходящее в человеке, который пережил покаяние и уверовал в Иисуса Христа. В Новом Завете это событие описывается такими словами как «возрождены» (1 Пет. 1:23), «родиться заново» или «родиться свыше» (Ин. 3:7), «от Бога были рождены» (Ин. 1:12). Его суть заключается в том, что человек в дополнение к своей человечекой жизни получает божественную жизнь, вечную несотворённую жизнь Бога.

Возрождение представляет собой таинственное явление, которое происходит в глубине нашего существа и в результате которого мы становимся детьми Божьими, т. е. теми, кто рождён от Бога, теми, кто получил Его жизнь и называет Его Отцом. Это не образное выражение, не метафора, а духовный факт, о котором говорит Библия.

В Евангелии от Иоанна 1:12-13 о тех, кто принял Христа, написано:

А всем, которые приняли Его, им Он дал власть стать детьми Божьими — тем, кто верит в Его имя, которые не от крови, и не от воли плоти, и не от воли человека, а  от Бога были рождены. 

В Восстановительном переводе в коротком примечании к словам «детьми Божьими» даётся объяснение того, что происходит при возрождении:

Разговор с Никодимом

В третьей главе Евангелия от Иоанна есть история о том, как один из фарисеев по имени Никодим, иудейский начальник, пришёл к Иисусу, чтобы поговорить с Ним. «Он пришёл к Нему ночью и сказал Ему: Равви, мы знаем, что Ты от Бога пришёл как учитель, ибо никто не может совершать такие знамения, какие Ты совершаешь, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). В стихе 3 написано:

Иисус сказал ему в ответ: Истинно, истинно говорю тебе: если кто-нибудь не  родится заново , не может увидеть царство Божье.

Прочитаем примечание к стиху 2:

Никодим считал Христа учителем, пришедшим от Бога. Отсюда видно, что он, возможно, думал, что ему нужны лучшие учения для самосовершенствования. Но ответ Господа в следующем стихе раскрыл ему, что его нужда состояла в том, чтобы родиться заново.

Родиться заново — значит возродиться, получив божественную жизнь, отличную от человеческой жизни, полученной при природном рождении. Поэтому его настоящей нуждой были не лучшие учения, которыми он мог бы совершенствовать себя, а божественная жизнь, которой он был бы переделан. Он искал учений, которые принадлежат к дереву познания, а ответ Господа показал ему, что ему нужна жизнь, которая принадлежит к дереву жизни (ср. Быт. 2:9, 17).

Обратите внимание на то, что Иисус сказал Никодиму о возрождении в связи с царством Божьим, которое нужно увидеть (ст. 3) и в которое нужно войти (ст. 5). К стиху 3 есть примечание о царстве:

Где совершается возрождение

Теперь давайте посмотрим, в какой части нашего существа совершается возрождение. Прочитаем Ин. 3:6, где Иисус объясняет Никодиму, что такое возрождение, и примечание к этому стиху:

Рождённое от плоти есть плоть, а  рождённое от Духа  есть дух.

Именно эта несотворённая вечная жизнь Божья имеется в виду в известных словах, сказанных Никодиму в Ин. 3:16: «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына, чтобы всякий, кто верит в Него, не погиб, а имел вечную жизнь».

Вечная жизнь — это не только что-то в будущем. Вечная жизнь — это несотворённая божественная жизнь, которую мы получаем при возрождении в нашем духе.

Как получить жизнь

Для возрождения человек должен осознать свою греховность, исповедать свои грехи Богу и уверовать в Иисуса Христа, открыв своё сердце, чтобы принять Его. Человеку нужно уверовать в Христа на основании того, что говорит слово Божье. В Флп. 2:16 слово Божье названо «словом жизни», божественной жизни. В 1 Пет. 1:23 сказано, что верующие «возрождены не от тленного семени, а от нетленного, через живое и пребывающее слово Божье». Прочитайте примечание 2 к этому стиху:

Если вы осознали свою греховность и исповедали свои грехи Богу, если вы приняли Христа, поверив в слово благовестия о Нём, то на основании Библии вы можете быть уверены, что вам тоже «Он дал власть стать детьми Божьими — тем, кто верит в Его имя, которые… от Бога были рождены» (Ин. 1:12-13). Теперь вы можете расти, продолжая получать жизнь из Слова.

Живая надежда

В завершение прочитаем ещё один стих о возрождении — 1 Пет. 1:3 — и примечание 4 к слову «возродивший» в этом стихе:

Благословен Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа, согласно Своей великой милости  возродивший нас  к живой надежде через воскресение Иисуса Христа из мёртвых.

Далее, в примечании 6, говорится о живой надежде, о славном будущем возрождённых верующих:

P. S. Истина о возрождении слишком обширна, чтобы изложить все её аспекты в короткой статье. Мы надеемся, что благодаря Восстановительному переводу, в примечаниях которого последовательно раскрывается жизнь в Писаниях, вы более глубоко и основательно откроете для себя эту истину.

О переживании возрождения более полно можно прочитать в первой главе книги Уитнесса Ли «Переживание жизни».

О какой жизни говорит Новый Завет?
Как получать жизнь из Божьего Слова
Что такое человеческий дух согласно Библии?
Что происходит, когда человек спасается?

Источник: https://bibleforall.ru/20-186/

Эпоха возрождения

Что означает возрождение?
статьи

Эпоха возрождения, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения.

Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения.

В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.

Искусство

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс.

Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в.

во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма.

С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты».

Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу.

Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи, Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.).

Читайте также  Чем отличаются апартаменты от квартиры студии?

В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П.

делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д.Браманте, Рафаэля, Микеланджело.

Уже в 1520-е в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен).

Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др.

Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).

Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира.

У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке).

Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты).

С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера, непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.

Грюневальда, напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.

Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении.

Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра, Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего.

Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.

Наука

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии.

Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей).

Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики.

Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.

Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в.

наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

В 15 в. активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 М.Бехайм создает первый глобус. В конце 15 – начале 16 вв.

поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507). В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку.

Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли!). В 16 в. европейцы были уверены, что «мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан». Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Дмитрий Самотовинский

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/EPOHA_VOZROZHDENIYA.html