Что такое тся и ться окончание или суффикс?

Содержание

у глаголов оканчивающихся на тся и ться это окончание или суфикс????

Что такое тся и ться окончание или суффикс?
— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор никуля51

у глаголов оканчивающихся на тся и ться это окончание или суфикс????

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор NatashaStepano1

Определи падеж существительных.нашло в газете,думаю о кукурузе.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 3

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор yana221002

Сочинение по русскому языку.У нас по русскому задание написать о человеке, который мне нравится, которому я хочу подражать и тд. Я хочу написать о Джареде Лето. Должно быть описание внешности и кто он такой (со 2 пунктом я справлюсь сама)А вот насчет внешности… У меня совершенно нет идей как это написать

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 4

3 слова в которых есть приставка корень и окончание3 слова в которых есть корень окончание2 слова в которых есть корень суфикс и окончание

ПОМОГИИИИИИТЕЕ!!!!!!!!!!

Page 5

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор gnw87natali

Прочитай слово укажи верный ответ зонтик 6б,6зв6б,5зв

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 6

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор Saidaabidova97

Придумать предложения с глаголами доверить, иметь, требовать, использовать, создавать, любить, построить, чувствовать

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 7

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор 123456407

что такое пунктуационый анализ текста

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 8

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор karinasurganova

Помогите составить по 1 примеру на каждый вид чередования1) лаг лож2) гар гор3) зар зор4) клан клон5) кас кос6) раст рос ращ

ПОЖАЛУЙСТА

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 9

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор Айс1983

горный горка городок найти однокоренные слова

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 10

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор Marshmallоw

Звуко-буквенный разбор слова июнь.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 11

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор Аккаунт удален

степь так прекрасна, что достойна кисти художника. разбор предложения

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 12

Помогите пожалуйстаВыбери глаголы, имеющие варианты разбора по составу, обоснуй свой выбор:1. вынесите2. выпишите3. вытрите4. вылечите5. выпрыгните

6. выучите

Page 13

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор EllShow

Напишите сочинение письмо другу P.S. как обычное письмо

СРОЧНО!!! Плиз

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 14

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор vikapashchenko1

НАЙДИТЕ В КАЖДОМ СЛОВЕ ОРФОГРАММУ В КОРНЕ И ОБЪЯСНИ ЕЕ НАПИСАНИЕ ХВАЛИТЬ ТЯЖЕЛЫЙ ВЕЧЕРНИЙ СЕМЕРКА ОЗЕРО ДАЛЕКИЙ ТАЩИТЬ СКВОРЕЦ ПРОСИТЬ ПЯТНИСТЫЙ ШИРОКИЙ ДОЛИНА ВОЛНИСТЫЙ ВИШНЕВЫЙ ЕЛОВЫЙ ПРАВДИВЫЙ МИРИТЬ ПОЗВОНИТЬ КРАСНОТА КОРМУШКА в каждом слове подчеркнуть корень

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 15

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор Аккаунт удален

Укажите слово строение которого соответствуют схеме корень суффикс окончания акнижка б котик в повар

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 16

Тебе уже встречались тексты которые составляли ученики. Реши все ли правила построения текста выполнила девочка? Не играйте на дороге!Машина ехала по дороге. Она очень спешила. На дороге играли малыши. Машина их чуть не сбила. На у нее лопнула шина. Малыши остались живы. Дети не играйте на дороге!

Запиши текст как запомнил. Найди все орфограммы. Укажи предложение в котором есть главная мысль. Какое оно по цели и интонации?

Page 17

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор vladmmr

Дайте определение (из толкового словаря);
Гуманистический —

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 18

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор vesutov27

упражнение 183
объясните все

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Page 19

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор Saidaabidova97

Придумать предложения с глаголами доверить, иметь, требовать, использовать, создавать, любить, построить, чувствовать

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор ivlev1958

как проверить слово сердце

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

1

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор Аккаунт удален

Надо записать 10 предложений с вводными словами и с обращением

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

2

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор душка6

как можно озаглавить стихотворение? дальний лес стоит стеной. а в лесу в глуши лесной , на суку сидит сова, там растёт усни- трава говорят усни- трава знает сочные слова

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

3

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор gunka1980rzaeva

укажите предложение в котором неправильно выделено сказуемое прозрачный воздух чист, Из за туч выглянуло яркое солнышко, Россия -моя Родина

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

4

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор zangar7779

Сочинение Отвестность

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

5

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор главныймозг27

Спеши текст. Рядом с сущ в скобках укажи склонение, и подеж. Над глаголами укажи спряжения Спиши текст вставляя пропущенные буквы рядом с существительными с пропущенными окончаниями в скобках укажи склонение и падеж над глаголами с пропущенными окончаниями укажи спряжение

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

6

— 1 год назад | По предмету Русский язык | автор GADASSA11

помагите сущ как часть речи слова лужа,вода,небо

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Читайте также  Что повышает уровень гормонов счастья?

Источник: https://znanija.site/russkii-yazyk/21339397.html

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Что такое тся и ться окончание или суффикс?

Буквосочетания -ться/-тся в возвратных глаголах звучат не отчетливо и требуют проверки.

Чтобы понять, какое сочетание нужно писать, задай вопрос к глаголу:

  • что делать? что сделать? — значит, это глагол в неопределённой форме, и в нём перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (-ться): смеяться, вариться, научиться.
  • что делает? что сделает? что делают? что сделают? — значит, это глагол в 3-м лице и в нём перед суффиксом -ся мягкого знака нет (-тся): он веселится, картошка варится, они научатся.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 136, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 41, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 258, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 173, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 174, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 214, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 210, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 220, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 275, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 285, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 627, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 731, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 84, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 85, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 240, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 367, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 393, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 395, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 428, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 693, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 15, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 16, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 31, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 50, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 384, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 436, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 470, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 606, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 609, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 7, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 61, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 88, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 51, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 238, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 329, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 338, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 354, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 365, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 470, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 96, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 219, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 412, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 16, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 42, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 144, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 157, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 160, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 252, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 426, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 196, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 363, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 417, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/1112

-тся/-ться и ещё 4 правила: как просто объяснить сложное

Что такое тся и ться окончание или суффикс?

Как правильно: «синюю» или «синию»? Как у вас с -тся/-ться? А разделительные твёрдый и мягкий знаки различаете? Наш блогер, автор учебников русского языка Екатерина Бунеева, объясняет те правила, которые чаще всего вызывают затруднения у детей и взрослых.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Знаю по опыту, что есть правила орфографии, которые все вроде знают и даже не всегда считают их трудными, а ошибки на эти правила регулярно возникают и у взрослых, и у детей. Может быть, если объяснить правила и закономерности несколько иначе, проще будет их запомнить и применять? Тем более когда темы базовые, особенно важно их хорошо усвоить. Предлагаю такие объяснения. Использую их в своих экспресс-курсах по трудным темам.

1. Неразличение разделительных букв Ъ и Ь

Эта ошибка довольно часто встречается у детей всех возрастов: они не понимают, когда надо писать разделительный Ъ, а когда — разделительный Ь, и получается, например, «въюга», «вьехал» и прочее.

Есть простой способ проверки — посмотреть на состав слова, потому что разделительный Ь пишется в корне слова, а Ъ — между приставкой на согласный и корнем. В слове «вьюга» нет приставки, «вьюг» — это корень, значит, нужен Ь, а вот в слове «въехал» «в» — приставка, поэтому между приставкой и корнем пишем Ъ.

2. Нужно или не нужно писать Ь?

Нет необходимости заучивать все буквосочетания, в которых он не пишется: чк, чн, нч, щн, нщ, чт… Достаточно объяснить ребёнку, что звуки [ч’] и [щ’] всегда мягкие, поэтому перед ними и после них при стечении согласных Ь не нужен.

Если звук постоянно мягкий, зачем специально обозначать его мягкость на письме? Если он постоянно мягкий, значит, согласный перед ним будет произноситься мягко: «дочка», «булочная», «пончик», «мощный», «женщина», «чтение».

3. Любимые всеми -тся/-ться

Непотопляемые «не хотел учится», «он жениться» и даже «высица» и «курится» (это «курица» на самом деле). Что надо объяснить обязательно? Что это правило относится только к глаголам, поэтому «курица» — это не сюда.

Дальше: надо выбрать один из двух способов проверки, какой проще для ребёнка. Если хорошо знает грамматику, сможет быстро определить, в какой форме стоит глагол. Если в неопределённой — пишем -ться («одеваться», «встречаться» и прочее), если в форме третьего лица — тогда -тся («он одевается, встречается», «они одеваются, встречаются»). Если с грамматикой не очень, проверяем по вопросу: пишется «ь» в вопросе, значит, пишется и в глаголе. Что делать? Огорчаться. Что делает? Огорчается.

4. Безударные личные окончания глаголов

Часто ошибки возникают оттого, что ребёнок плохо умеет определять спряжение глагола, а без этого трудно проверить безударное окончание. Как проще запомнить? У глаголов первого спряжения в окончании буква «е», у второго — «и». То есть задача в том, чтобы правильно определить спряжение и выбрать одну из этих двух букв.

Ставим глагол в неопределённую форму и смотрим на глагольный суффикс. Если суффикс -и- — второе спряжение, если любой другой — первое. В общем, у второго спряжения всё время «и». Например: он бор_тся (что делать? бороться; суффикс -о-, не -и-, значит, первое спряжение, пишем «е»); свет_т (что делать? светить; суффикс -и-, спряжение второе, пишем «и»). Конечно, есть ещё глаголы-исключения, но их всего 11, не так много по сравнению со всем глагольным богатством русского языка.

5. Безударные окончания имён прилагательных

Часто, проводя диагностику уровня грамотности, встречаю даже в диктантах восьмиклассников «в осеннию пору», «в красочным шествии», «берёзоваю аллею» и прочее. Мы знаем, что проверять эти безударные окончания нужно ударными в словах-вопросах. Понятно, что в пору (какую?) «ясную». Окончания в прилагательном и вопросе одинаковые. А вот (в какую?) «осеннюю» — уже надо объяснить, что окончания у прилагательных парные: после твёрдого согласного — -ую, -ая, -ой и прочие, а после мягкого — -юю, -яя, -ей и прочие. Поэтому будет (какой?) «новой», но «синей», парные окончания -ой — -ей.

Читайте также  Что входит в заемный капитал по балансу?

В заключение мой любимый вывод: нельзя научить орфографии, не развивая чувство языка, языковую интуицию ребёнка. Все простые приёмы, о которых говорилось выше, тоже способствуют этому развитию.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock (1933bkk)

Источник: https://mel.fm/blog/yekaterina-buneyeva1/68540--tsya-tsya-i-eshche-4-pravila-kak-prosto-obyasnit-slozhnoye

«ТвойПисатель»: Как правильно пишутся окончания -ться и -тся: какой вопрос задать, правило русского языка, правописание

Что такое тся и ться окончание или суффикс?

В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.

Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.

В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.

Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь

Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:

  • Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
  • Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
  • Осторожно! Эта собака может кусаться!
  • Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
  • Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

  • Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
  • Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
  • Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
  • Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
  • Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

  • Они сегодня задерживаются.
  • Завтра она представится своим коллегам.
  • Смотри! Он приближается!
  • Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
  • Пусть они хорошенько там повеселятся.

Задаем вопросы:

  • Они сегодня что делают? Задерживаются.
  • Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
  • Смотри! Он что делает? Приближается!
  • Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
  • Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.

Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.

-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов

Что делать? Что сделать? Что (с)делает? Что (с)делают?
Мыться, помыться (По)моется, (по)моются
Учиться, переучиться (Пере)учится, (пере)учатся
Забираться, забраться Заберётся, забирается, заберутся, забираются
Смеяться, засмеяться (За)смеётся, (за)смеются
Литься, пролиться (Про)льётся, (про)льются
Нравиться, понравиться (По)нравится, (по)нравятся

Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.

 Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.

 В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).

 Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.

  1. Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
  2. Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
  3. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
  4. Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.

Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.

Например:

Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.

Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.

Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:

 Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.

  1. Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
  2. Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
  3. Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
  4. Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
  5. Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
  6. Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
  7. Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
  8. Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
  9. Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
  10. Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.

Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.

Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.

Мягкий знак пишется всегда:

  1. В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры: учиться, печь, помочь, стричься.
  2. В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
  3. В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.

Зная это, необходимо учесть и следующие правила:

  • Если вы видите, что перед вами глагол во 2-м лице настоящего и будущего времени, то в конце слова после шипящих будет ставиться «Ь»: моешь – моешься – помоешься, чистишь – почистишь;
  • У глаголов, которые выражают приказ (совет), мягкий знак перед постфиксом «ся» сохраняется: добавь – добавься, исправь – исправься, намажь – намажься.

Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.

  1. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
  2. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
  3. Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.

 Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Источник: https://yourwriter.ru/articles/crib/tsarsya/

«ТСЯ» и «ТЬСЯ» в окончаниях глаголов – правило правописания

Что такое тся и ться окончание или суффикс?

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки «тся» и «ться» в глаголах на конце. Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке. 

Но многие все равно продолжают употреблять неверные буквы, путаться и порой пребывают в недоумении, из-за чего допускают ещё больше ошибок. Поэтому следует разобраться раз и навсегда, когда надо в глаголах, оканчивающихся на «тся», писать мягкий знак, а когда так делать не правильно.

Правописание «тся» и «ться» в глаголах

Следующее правило — одно из самых простых и не требует особого напряжения не только в запоминании, но и в понимании. 

Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:

Читайте также  Что влияет на размер страховой пенсии?

Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.

Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;

Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».

К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.

Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного. 

От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».

Примеры написания «ться» и «тся»

Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:

ТЬСЯ (что делать? что сделать?) ТСЯ (что делает? что сделает?)
1.      Я люблю заботиться о животных;2.      Обливаться холодной водой — значит закаляться;3.      Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;4.      Он перестал меня слушаться;5.      На небе начали проявляться звезды. 1.      Она с удовольствием заботится о животных;2.      Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;3.      Он поклонится в конце выступления;4.      Надя слушается маму и папу;5.       На небе скоро проявятся звезды.

Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов

Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.

Поэтому важно учесть следующие правила:

  • когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;
  • у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься»

Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:

  • «Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;
  • «Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».

В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.

Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

  • «Не годится ей молодиться»;
  • «Ему приходится мириться с новым начальством». 

Упражнения

Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:

  1. Не стоит боя… перемен.

  2. Не могу реши… выйти к доске.

  3. Дамы и господа, концерт продолжае…

  4. Ей нужно верну… домой к вечеру.

  5. Он идет, все, спряч… за диван!

  6. Не смей сдава…!

  7. Обуча… нужно смолоду.

  8. Прекратите шепта… за моей спиной!

  9. Земля скоро покрое… снегом.

  10. У него дело из рук вали… 

Ответы:

  • бояться;
  • решиться;
  • продолжается;
  • вернуться;
  • прячься;
  • сдаваться;
  • обучаться;
  • шептаться;
  • покроется;
  • валится.

Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила. 

Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).

Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты — хоть плачь»!

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/tsya-i-tsya-v-glagolakh-pravilo.html

«Тся» и «ться» в глаголах

Что такое тся и ться окончание или суффикс?

В соче­та­нии -тся не пишет­ся мяг­кий знак как в гла­го­лах 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла. В -ться пишет­ся мяг­кий знак, кото­рый обо­зна­ча­ет неопре­де­лён­ную фор­му глагола.

Разберемся, в каких слу­ча­ях пишет­ся -тся или -ться в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, если при­ме­ним пра­ви­ло орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка. Приведем при­ме­ры напи­са­ния форм воз­врат­ных глаголов.

У воз­врат­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка достав­ля­ет затруд­не­ние напи­са­ние окон­ча­ний с мяг­ким зна­ком или без него:

  • улы­баться — он улы­бается, они улы­баются;
  • воз­вра­титься — он воз­вратится, они воз­вратятся.

Как опре­де­лить, нуж­но напи­сать мяг­кий знак в окон­ча­нии гла­го­лов перед пост­фик­сом (суф­фик­сом) -ся или нет? Ведь конеч­ные бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат абсо­лют­но оди­на­ко­во как [ца]:

  • захо­чет улы­бать­ся [у л ы б а ц а];
  • ребё­нок улы­ба­ет­ся [у л ы б а й’ и ц а].

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов зави­сит от их грам­ма­ти­че­ской фор­мы. Чтобы не оши­бать­ся в напи­са­нии слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Буква «ь» пишет­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме гла­го­ла, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сделать?

Как видим, задан­ный вопрос под­ска­жет напи­са­ние мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, име­ю­щих началь­ную фор­му.

Света нача­ла (что делать?) соби­раться в школу.

Андрей хочет (что сде­лать?) про­ка­титься на велосипеде.

Оба гла­го­ла «соби­рать­ся» и «про­ка­тить­ся» нахо­дят­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но обо­зна­чить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му гла­го­лов с помо­щью мяг­ко­го знака.

Буквосочетание -тся про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве гла­го­лов в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • он смеётся — все смеются;
  • флаг запо­лощется — листья запо­лощутся.

Чтобы отли­чить их напи­са­ние без мяг­ко­го зна­ка перед -ся от неопре­де­лён­ной фор­мы с конеч­ным -ться, сле­ду­ем пра­ви­лу орфографии.

Буква «ь» не пишет­ся в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что дела­ют? что сделают?

Понаблюдаем:

Андрей (что дела­ет?) тре­ни­ру­ет­ся несколь­ко часов каж­дый день.

Скоро солн­це (что сде­ла­ет?) появит­ся на голу­бом небе.

Наличие или отсут­ствие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся в соста­ве гла­го­ла не име­ет зна­че­ния. В рус­ском язы­ке все фор­мы гла­го­лов 3 лица пишут­ся без мяг­ко­го зна­ка:

  • он рису­ет — она рису­ется перед нами;
  • она спро­сит — с него спро­сится;
  • лек­тор пока­жет — нам пока­жутся.

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии раз­ных грам­ма­ти­че­ских форм воз­врат­ных гла­го­лов, дей­ству­ем соглас­но алгоритму:

  • опре­де­лим часть речи (гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие или состояние);
  • зада­дим вопрос к слову;
  • выяс­ним фор­му гла­го­ла (неопре­де­лён­ная фор­ма или фор­ма 3 лица);
  • пра­виль­но напи­шем -тся или -ться в соот­вет­ствии с правилом.

В напи­са­нии ука­зан­ных форм гла­го­лов помо­жет син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния.  Глаголы с конеч­ным -тся, как пра­ви­ло, выпол­ня­ют роль про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го. От под­ле­жа­ще­го зада­ём необ­хо­ди­мый вопрос к сказуемому:

Девочка (что дела­ет?) раду­ет­ся солнцу.

Дети (что дела­ют?) несут­ся на лыжах с высо­кой горы.

Неопределённая фор­ма гла­го­ла чаще все­го явля­ет­ся необ­хо­ди­мой частью состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, в кото­ром ей пред­ше­ству­ет глагол-связка со зна­че­ни­ем вре­ме­ни дей­ствия (нача­ло, про­дол­же­ние или конец) или дол­жен­ство­ва­ния, жела­ния, воз­мож­но­сти и пр.

На ули­це нача­ло смер­каться.

Хмурой осе­нью туман может сте­литься подол­гу на дороге.

Особое затруд­не­ние вызы­ва­ет напи­са­ние двух воз­врат­ных гла­го­лов, нахо­дя­щих­ся рядом в предложении.

Озорник боит­ся при­знаться мате­ри в шалости.

В этом слу­чае пом­ним, что два гла­го­ла в неопре­де­лён­ной фор­ме в каче­стве состав­но­го ска­зу­е­мо­го не исполь­зу­ют­ся в пред­ло­же­нии. Первый гла­гол обя­за­тель­но высту­па­ет в лич­ной фор­ме, в кото­рой мяг­кий знак не пишет­ся. Определяем эти фор­мы гла­го­лов с помо­щью  задан­ных вопросов:

  • озор­ник (что дела­ет?) боит­ся;
  • боит­ся (что сде­лать?) при­знать­ся.

Поупражняемся в выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния окон­ча­ний гла­го­лов в воз­врат­ной фор­ме, если про­чтём при­ме­ры предложений.

Примеры

Дети весе­лят­ся у ново­год­ней ёлки.

Нам уже начи­на­ет нра­вить­ся наше путешествие.

Рыбак уся­дет­ся на бере­гу озе­ра и заки­нет удочку.

Скоро появит­ся жар­кое солнце.

Мне хочет­ся воз­вра­тить­ся поско­рее домой.

Эти зна­ния долж­ны при­го­дить­ся мне в будущем.

Мне хочет­ся стре­мить­ся к луч­ше­му результату.

урок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/orfografiya/tsya-glagolah.html