Какой долг у России?

Содержание

Внешний долг россии на 2020 год: размер, динамика, прогноз государственного долга РФ

Какой долг у России?

Каждый россиянин знает, кому он должен:

  • жене – зарплату;
  • банку – кредит;
  • родителям – жизнь;
  • Родине – честь.

А сколько, кому, и за что должна Родина – страна с гордым названием Российская Федерация, или просто Россия? Выяснить внешний долг России на сегодняшний день не так уж и сложно.

Что такое внешний долг и что он в себя включает

Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

Пополняется бюджет за счет:

  • налоговых поступлений;
  • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
  • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
  • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.

Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.

Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.

Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.

Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.

Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.

Статистика внешнего долга России

После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.

Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).

Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.

Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.

График внешнего долга России по годам.

В 2014 году на Россию были наложены санкции, в связи с чем она была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике (на уровне государства) до 2019 г. В результате правительственный долг на 2019 год снизился до $47,5 млрд.

В 2019-2020 годах появилась новая тенденция: при профиците бюджета государство вновь начало брать кредиты и выпускать облигации, хотя нужды брать займы, у Министерства финансов не было и нет.

По мнению отечественных и зарубежных финансистов, заимствования носят скорее имиджевый характер, чем попытка заработать на дешевых финансовых ресурсах. Появление прагматизма у Правительства позволяет скорее согласиться с тем, что государство пополняет бюджет за счет разницы стоимости кредитов внутри страны и за рубежом.

Есть и другая точка зрения – состояние экономики России напоминает полусонное царство. Дешевыми кредитами правительство стремиться расшевелить бизнес, придать большую динамику в развитии. Кто прав — покажет время.

Внешний долг на сегодняшний день

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2020 год составляет $481 473,0 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $69 460,0 млн. В том числе:

  • по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $22 270,0 млн.;
  • владельцам ценных бумаг – $46 139,0 млн.

Внешний долг ЦБ РФ составил $12 890 млн.

Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.

Структура внешнего долга

Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.

По источникам госдолг подразделяется:

  • на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
  • кредиты у международных структур: банков и фондов;
  • гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
  • долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.

В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.

Динамика и прогноз

Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:

  • падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
  • уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
  • падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
  • ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
  • не ослабевающее санкционное давление.

Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.

Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.

Значение изменения госдолга для граждан

Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.

  1. Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
  2. Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
  3. Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
  4. В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
  5. При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.

Заключение

Важной характеристикой внешнего долга является не совокупный внешний долг государства, а долг России перед МВФ и другими финансовыми организациями. До 1919 года он стремительно снижался. Сегодня наблюдается обратная тенденция – правительство постоянно выбрасывает на рынок ценных бумаг облигации государственного займа. Следует отметить еще и тот факт, что долг СССР практически выплачен. Поэтому все новые кредиты пойдут на развитие реального сектора экономики.

Источник: https://vKreditBe.ru/vneshnij-dolg-rossii/

Внешний и внутренний долг России

Какой долг у России?

Внешний долг России или так называемый валовой – это заимствованная сумма денег у сторонних представителей. Его величина свидетельствует о том, насколько хороша или плоха ситуация в стране. Поэтому любое правительство всегда стремится снизить внешний долг. Какова ситуация в России по годам и как выглядит госдолг в стране – поговорим более подробно в данной статье.

Читайте также  Как платить налоги с Форекс в России?

Что это такое

Чтобы четко себе представлять ситуацию с внешним долгом России в реальном времени и в предыдущие годы, необходимо детально понимать, что это такое и на какие моменты он влияет.

Внешний долг любой страны, в том числе и Российской Федерации – это вся совокупная сумма денег и других финансовых обязательств, которые необходимо вернуть кредиторам (заемщикам) в определенный временной промежуток. Таким образом – это общая задолженность страны на определенный момент времени по внешним займам, с учетом как взятой в долг суммы, так и процентам по ней. Берут заемные средства государства для того, чтобы:

  • Оплатить определенные расходы.
  • Восполнить дефицитный бюджет.

Чаще всего финансовые средства берут у следующих:

  • МВФ – Международного валютного фонда.
  • У других государств.
  • У различных мировых организаций.

По своей структуре он может состоять из:

  • Краткосрочных займов, срок которых не превышает 1 год.
  • Среднесрочных – в этом случае заемные средства берутся на срок от 1 года до 5 лет.
  • Долгосрочных – срок в этом случае превышает 5 летний период.

Важно отметить, все эксперты признают, что внешний долг государства не должен превышать отметки в 77%. Именно на этом показателе считается, что у государства имеются определенные проблемы и кредиторы начинают настороженно относиться к этой ситуации. Поэтому в преобладающем большинстве случаев правительство вынуждено увеличивать проценты. Такая ситуация действует несколько успокаивающе на кредиторов. Для самого государства это означает, что ему приходится одалживать еще большие суммы.

Актуальные показатели

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Внутренний долг

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.

Выражаются обязательства в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуска облигаций.
  • Долговых обязательств под гарантии правительства.

Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:

  • 1993 г. – 3,5 млрд руб.
  • 1998 г. – 490 млрд руб.
  • 2003 г. – 679 млрдруб.
  • 2010 г. – 2 трлн.
  • 2015 г. – 7,2 трлн руб.
  • 2017 г. – 8 трлн.
  • 2019 г. – 9,1 трлн руб.
  • В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.

Внешний долг

Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.

Структура долга

Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:

  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.

Показатели по годам

Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа.

Динамика

За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.

Прогноз

Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.

На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.

По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.

Источник: https://rosinfostat.ru/vneshnij-i-vnutrennij-dolg/

Долг федерального правительства России превысил его ликвидные резервы

Какой долг у России?

Основная статья: Экономика России

2019: Внешний долг около $850 млрд

На апрель 2019 года почти весь внешний долг России – долг корпоративный. А государство предпочитает занимать деньги внутри страны. Внутренний долг по ОФЗ – около 200 млрд.долл., в 4 раза больше внешнего. Но и сложив все долги государства, получим скромные 10-15% от ВВП.

Совокупный долг корпоративного сектора больше – около 600 млрд.долл., 30-40% от ВВП. Итого всех долгов насчитаем около $850 млрд, или около в 50% от ВВП. Основная часть долга покрыта накоплениями, в частности, международными резервами, размер которых достиг $491 млрд. Таким образом Россия остается незакредитованной и финансово устойчивой экономикой.

Россия погасила последний внешний долг СССР

Российская Федерация 8 августа 2017 г погасила внешний долг перед Боснией и Герцеговиной, ставший последним урегулированным обязательством СССР перед иностранным государством-кредитором, сообщает Минфин РФ.

В сообщении отмечается, что задолженность перед Боснией и Герцеговиной в сумме 125,2 миллиона долларов США урегулирована соглашением между правительством РФ и Советом министров Боснии и Герцеговины об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам, связанным с товарооборотом между бывшим СССР и бывшей СФРЮ, подписанным в Москве 21 марта 2017 года и вступившим в силу 20 июля 2017 года.

В сообщении отмечается, что в части государственного внешнего долга РФ перед официальными двусторонними кредиторами в настоящее время остается непогашенной только задолженность перед Республикой Корея в сумме 594,3 миллиона долларов.

«В соответствии с действующим двусторонним межправительственным соглашением указанный остаток обязательств подлежит погашению в период до конца 2025 года», — отмечает министерство.

«Мир в цифрах»: У каких стран растет внешний долг

$513,478 млрд

По данным ЦБ РФ, внешний долг России составил к 1 января 2017 года $513,478 млрд против $519,101 млрд к 1 января 2016 г. Таким образом, долг сократился в 2016 году на $5,623 млрд (-1,1%).

«Начиная со второй половины 2014 года внешний долг России погашается быстрыми темпами. Еще недавно внешний долг, по оценке ЦБ, составлял $720 млрд, на 1 июля 2015 г — $550 млрд, на 1 октября 2015 г увидим цифру, близкую к $500 млрд», — говорил в сентябре 2015 года замминистра финансов Максим Орешкин[1].

Непосредственно государственный долг России ниже, чем других крупных экономик — и в абсолютных значениях, и в отношении к ВВП. Однако особенность России в том, что у нее есть большое количество госкомпаний, чьи долги весьма велики не только по сравнению с их выручкой, но и по отношению ко всему ВВП.

На начало 2015 года по данным ЦБ, внешний госдолг России в расширенном определении (так называется долг государства вместе с задолженностью госкомпаний) составляет более $377 млрд[2]. Отдавать эти деньги государству и госкомпаниям в 2014 году стало сложнее из-за девальвации рубля, а перекредитоваться — из-за санкций со стороны США и ЕС. Таким образом, риски дефолта государства или госкомпаний в это время повысились. Дополнительную угрозу в себе несло снижение ВВП в долларовом выражении, из-за чего уровень госдолга в отношении к размерам экономики повышается.

Тем не менее, и преувеличивать эту угрозу не стоит — крупнейшие госкомпании, «Газпром» и «Роснефть», даже в условиях падения цен на нефть, имеют постоянную валютную выручку, а у России положительный торговый баланс и существенные резервы.

Отношение госдолга к ВВП

Отношение госдолга к ВВП страны, 2017 г.

Россия с 2009 года начала постепенно наращивать госдолг из-за нехватки средств после кризиса. Правительство приняло решение занимать деньги как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В 2011 году государственный долг России составлял 11,2 процента ВВП.

В апреле 2012 года объем госдолга в процентах от ВВП страны оценивался примерно в десять процентов. Тогда же Владимир Путин, занимавший на тот момент пост премьер-министра, заявил, что госдолг России в ближайшие три года не должен превысить 15 процентов ВВП.

Министерство финансов в октябре 2012 года прогнозировало, что к концу 2012 году государственный долг России вырастет до 14,1 процента ВВП.

По итогам 2016 года госдолг США составлял 106% от ВВП страны — это третий показатель среди стран «Большой двадцатки». Первое место занимает Япония, госдолг которой составляет 9,1 триллиона долларов, но в два с половиной раза превышает ВВП страны.

Госдолг России, по оценке Минфина, к концу 2017 года достигнет 12,7 триллиона рублей, что составит 13,8% ВВП страны[3].

2020: Долг федерального правительства превысил его ликвидные резервы

13 августа 2020 года стало известно о том, что Россия вновь стала чистым должником. Долг федерального правительства превысил его ликвидные резервы.

Читайте также  Какой государственный долг у России?

Как пишет РБК со ссылкой на статистические данные Центробанка и Министерства финансов, к 1 июля 2020 года чистый госдолг страны составил 1,55 трлн рублей, долг федерального правительства — 14,77 трлн рублей, ликвидные резервы — 13,22 трлн рублей.

Такая финансовая ситуация вызвана пандемией коронавируса COVID-19 и падением цен на нефть и разбалансировкой федерального бюджета, поскольку Минфину приходится компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы и наращивать расходы сверх лимитов, определяемых бюджетным правилом. Дополнительные расходы 2020 года в размере более 3 трлн руб. предполагается профинансировать за счет увеличения внутренних госзаимствований и использования рублевых остатков на счетах.

К 1 июля 2020 года чистый госдолг страны составил 1,55 трлн рублей

Идет увеличение долговой нагрузки в рамках антикризисной поддержки, а второй факт — это увеличение дефицита федерального бюджета и, как следствие, снижение остатков свободных размещенных средств в банковской системе, — пояснил главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин.

Как сообщили изданию в пресс-службе Минфина, основным фактором снижения депозитов государства стала сделка по покупке в апреле правительством контрольного пакета акций Сбербанка у ЦБ за 2,14 трлн рублей. При том что изначально сделка оценивалась более чем в 2,5 трлн рублей. Половина денег ФНБ, заплаченных за Сбербанк, почти сразу вернулась в федеральный бюджет: ЦБ перечислил Минфину 1,1 трлн рублей, которые позволят частично финансировать антикризисные расходы 2020 года.

По данным издания, тот факт, что активы правительства не покрывают сумму долга, не угрожает стабильности бюджета, но является «символическим последствием текущего кризиса».[4]

На 1 января 2012 года внутренний госдолг России достигал 3,546 триллиона рублей[5].

Государственный внутренний долг России на 1 ноября 2012 года составил 3,931 триллиона рублей, сообщается в официальных материалах Министерства финансов. С начала 2012 года объем госдолга вырос на 384 миллиарда рублей, или на 10,8 процента.

2019: $64 млрд (+50% за 2 квартала)

За первое полугодие 2019 года Минфин РФ произвел беспрецедентное в истории России увеличение внешнего госдолга. Сумма задолженности казны перед иностранными кредиторами выросла в 1,5 раза — с $44 до $64 млрд. Скорость роста долга составила 50% за 2 квартала, что в номинальном выражение увеличило займы на $20,3 млрд.

Основным источником заимствований стали облигации федерального займа. Суммарно Минфин привлек в бюджет 1,361 триллиона рублей через продажу ОФЗ. При этом, по данным Центробанка, нерезиденты приобрели 53% этого объема, вложив $11 млрд. Естественно долг Минфина вырос сильнее — на $14,7 млрд. Разница уйдет на выплату процентов по кредитам. Одновременно валютный госдолг достиг $22,4 млрд, увеличившись на $5,7 млрд. Напомним, что в марте 2019 г Минфин разместил евробонды на $2,5 млрд долларов, остальное инвесторы выкупили на биржевом рынке.

Учитывая профицит бюджета в 1,6 триллиона рублей, складывается впечатление, что Минфин искусственно создает особый резерв на «черный день». Это может быть следствием ожидания резкого падения цен на нефть или нового санкционного удара, включая запрет на покупку российского долга со стороны США. Впрочем, даже увеличенный госдолг составляет лишь 16% ВВП, что является одним из самых низких показателей в мире.

Более того, общий внешний долг страны составляет $487 млрд и полностью покрывается $518,3 млрд золотовалютных резервов. Подобной платежеспособностью не обладает ни одна страна мира, из числа развивающихся экономик.

Огорчает другое — при резком увеличении госдолга курс рубля рискует утратить стабильность. Дело в том, что иностранные инвесторы становятся главной движущей силой, которые способны молниеносно изменить стоимость российской валюты. Так, в случае изменения конъюнктуры долгового рынка и мировой экономической ситуации в целом, зарубежные капиталы молниеносно покидают Россию. Подобное произошло в 2014 году, когда распродажа госдолга на 600 млрд рублей вызвала падение курса рубля с 56 до 70 рублей за доллар.

2015: $377 млрд, включая долги госкомпаний

По данным ЦБ РФ на 4 февраля 2015 года, внешний госдолг России в расширенном определении (так называется долг государства вместе с задолженностью госкомпаний) составляет более $377 млрд[6].

2013: $55,7 млрд

За сентябрь 2013 года внешний госдолг России вырос на 12,6 процента и достиг отметки в 55,78 миллиарда долларов. Как говорится в официальных материалах Минфина, в основном рост связан с увеличением задолженности по облигациям до 40,65 миллиарда долларов.

За сентябрь долги по облигациям выросли сразу на 18,3 процента. Больше всего — на 15 миллиардов долларов — у России облигаций с погашением в 2030 году. На 2014 год погашений не запланировано, а в 2015-м России предстоит отдать кредиторам два миллиарда долларов.

Перед Парижским клубом кредиторов задолженность России составляет всего 185 миллионов долларов, перед бывшими странами Совета экономической взаимопомощи — чуть больше 960 миллионов долларов. По госгарантиям в иностранной валюте долги увеличились до 11,3 миллиарда долларов.

2012: $35,8 млрд

На 1 января 2012 г. размер внешнего госдолга составлял 35,8 миллиарда долларов (27,7 миллиарда евро).

На 1 октября 2012 года, по данным Минфина, внешний госдолг России составил 40,545 миллиарда в долларовом выражении (или 31,355 миллиарда, если считать в евро).

В течение 2011 года объем государственного внешнего долга России уменьшился на 10,4 процента, если считать в долларовом выражении, и на 8,4 процента в евро.

Долги субъектов России

Основная статья: Долги субъектов России

Консолидированный бюджет субъектов федерации представляет собой объединенный бюджет всех регионов и муниципалитетов, входящих в эти регионы, без учета межбюджетных трансфертов. Дефицит конслидированного бюджета регионов покрывается в основном за счет федерального бюджета.

Примечания

Источник: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Госдолг России — 2020. Динамика

Какой долг у России?

В первую очередь надо понимать, что существует два вида государственного долга – внешний и внутренний. Если объединять эти понятия, то госдолг – это обязательства государства перед кем-либо. Образуется государственный долг из заимствований властей для погашения дефицита бюджета. Важно знать, что в данном случае не учитываются социальные и пенсионные обязательства государства перед гражданами своей страны.

Внешний госдолг – это суммарная задолженность государства перед иностранными кредиторами. В качестве кредитора здесь может выступать кто угодно – крупное предприятие, международный банк, другое государство, специальный фонд и так далее. Грубо говоря, это кредиты, которые страна взяла за границей.

Внутренний госдолг – это суммарная задолженность государства перед внутренними кредиторами, которыми выступают негосударственные организации страны и ее население. Существует несколько специальных инструментов, с помощью которых государство может брать займы у своего народа.

Какой у России внешний госдолг?

Внешние долги Российской Федерации мониторит Центральный Банк Российской Федерации. Именно регулятор ежеквартально отчитывается о ситуации с изменением размера обязательств перед другими странами и проводит выплаты по ним. По данным ЦБ РФ на 1 октября текущего года внешний государственный долг России составляет 461 млрд долларов США.

Если говорить о динамике, то на данный момент наблюдается снижение долговых обязательств России перед зарубежными кредиторами относительно 2018 года и более ранних лет. В последние два года ситуация с долгом относительно стабильная. Сумма обязательств варьируется от 450 до 490 млрд долларов.

Внешний госдолг РФ по годам

Год Сумма долга (млн долларов)
Октябрь 2012 598 927
Октябрь 2013 716 260
Октябрь 2014 680 857
Октябрь 2015 536 890
Октябрь 2016 518 330
Октябрь 2017 529 585
Октябрь 2018 470 717
Октябрь 2019 474 913
Октябрь 2020 461 157

Источник: ЦБ РФ

Структура долговых обязательств по внешнему долгу, как правило, определяется в нескольких видах валют. А именно в валютах, в которых берется заем. Разумеется, в международных отношениях преобладают доллары, а соответственно именно в этой валюте больше всего долгов у нашей страны. По данным на 1 июля текущего года, структура российского внешнего госдолга такова:

  • Доллары – 47%
  • Рубли – 30%
  • Евро – 19%
  • Остальные валюты – 4%

Стоит отметить, что в Государственный долг входят не только кредиты у зарубежных стран, но и ряд других обязательств. В частности, ценные бумаги, такие как ОФЗ или Еврооблигации, а также обязательства перед инвесторами, лизинговыми компаниями и так далее.

Внутренний Госдолг РФ

Государство должно возвращать долги не только внешним кредиторам, но и внутренним. И как не странно, внутренними кредиторами, как уже говорилось выше, являются жители страны и негосударственные компании. Но как же занимает правительство у населения? Через облигации федерального займа. Разновидностей таких ценных бумаг достаточно много – бюджетные, с переменным купонным доходом и прочие. Какие-то больше подходят неквалифицированным инвесторам с небольшими накоплениями, другие будут интересны крупным холдингам с высокой прибылью.

Как работает ОФЗ? Здесь все просто:

  • Покупается ценная бумага на определенный срок
  • Государство выплачивает определенными периодами уплаченные деньги обратно вплоть до полного погашения с процентами

Приобрести ценную бумагу простой человек может через брокеров в инвестиционной компании или на бирже, а также в крупных банках страны. Стоит отметить, что для обычных граждан доступны не все виды облигаций. Сегодня существуют, так называемые, народные облигации, которые призваны привлечь интерес неквалифицированных инвесторов к подобному инструменту сбережения их средств.

Да, здесь речь идет именно о сбережении. Опытные трейдеры, а также биржевая статистика, говорят о том, что доходность по таким бумагам приблизительно равна инфляции или немного превышает ее. При этом рисков для покупателя практически нет, учитывая, что дефолта в РФ не предвидится в обозримом будущем. Такой инструмент выглядит несколько привлекательнее, нежели простой банковский депозит, но россияне опасаются, ссылаясь на опыт прошлых лет и непонимание столь сложных инвестиционных продуктов.

Помимо займа через облигации у населения и негосударственных организаций, во внутренний государственный долг также входят и гарантии. В данном случае под гарантиями понимается долговое обязательство, заемные средства по которому используются для реализации определенных направлений экономики.

Уровень внутреннего госдолга отслеживается Министерством Финансов Российской Федерации. Именно это ведомство отвечает за выпуск ценных бумаг на внутреннем рынке и осуществляет выплаты по ним. По данным Минфина на 1 ноября текущего года Госдолг составляет почти 14 трлн рублей. Стоит отметить, что с начала года показатель вырос почти на 4 трлн.

Внутренний госдолг РФ по годам

Год Сумма долга (млрд рублей)
Ноябрь 2012 4 592
Ноябрь 2013 5 210
Ноябрь 2014 5 753
Ноябрь 2015 7 119
Ноябрь 2016 7 422
Ноябрь 2017 8 996
Ноябрь 2018 9 094
Ноябрь 2019 10 678
Ноябрь 2020 13 924

Источник: Министерство Финансов Российской Федерации

Как мы видим из тенденции, за последние 9 лет размер внутреннего государственного долга существенно вырос. На вопрос «Почему растет госдолг?» отвечал в июле сам глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, в связи с кризисными явлениями в текущем году значительно ускорился рост госдолга из-за роста дефицита бюджета. Минфин активно проводит эмиссию новых бумаг и столь же активно их продает, чтобы покрыть текущие расходы и нехватку средств. Предполагается, что всплеск в текущем году будет нивелирован за счет роста экономики после кризиса.

Стоит отметить, что осенью текущего года глава ведомства рассказал о возможном достижении уровня государственного долга РФ 20% от ВВП страны в 2021 году. Такой уровень, по мнению экономиста, не критичен, но преодолевать его нецелесообразно. Он пояснил, чем выше долг, тем меньше интереса к покупке ценных бумаг проявляют иностранные инвесторы, а соответственно меньше денег приходит в экономику страны и больше средств берется из частного сектора в России, что снижает эффективность экономики.

Читайте также  Почему Россия и опек не договорились?

Источник: https://zaimrussia.ru/articles/gosdolg-rossii-2020-dinamika

Россия на фоне коронакризиса снова стала чистым должником :: Экономика :: РБК

Какой долг у России?

  • Однако 1 июня госдолг и резервы почти сравнялись (на отметке 14,3–14,4 трлн руб.), а на 1 июля (самые актуальные данные) госдолг уже превышал депозиты правительства на 1,55 трлн руб., показывает статистика ЦБ и Минфина.

Во втором квартале депозиты правительства планомерно сокращались (на 3,8 трлн руб. за квартал), а госдолг постепенно увеличивался. Внутренний долг вырос за апрель—июнь на 834 млрд руб., а внешний долг даже сокращался, поскольку Минфин с 2019 года не выходит на зарубежные рынки капитала из-за санкций и только погашает еврооблигации.

Почему у России вновь появился чистый долг

Тенденция обусловлена разбалансировкой федерального бюджета в этом году: Минфин вынужден компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы, а также наращивать расходы сверх лимитов, определяемых бюджетным правилом. Дополнительные расходы 2020 года в размере более 3 трлн руб. предполагается профинансировать за счет увеличения внутренних госзаимствований и использования рублевых остатков на счетах.

«Идет увеличение долговой нагрузки в рамках антикризисной поддержки, а второй факт — это увеличение дефицита федерального бюджета и, как следствие, снижение остатков свободных размещенных средств в банковской системе», — сказал главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин.

Значительная часть сокращения депозитов пришлась на сделку по покупке правительством контрольного пакета акций Сбербанка у ЦБ, которая была заключена еще до пандемии. Пресс-служба Минфина сообщила РБК, что она стала основным фактором сокращения депозитов в иностранной валюте. В апреле эти депозиты уменьшились на 1,9 трлн руб. (покупка Сбербанка обошлась правительству в 2,1 трлн руб.). В ходе этой сделки ликвидные активы ФНБ (валюта на счетах в Банке России) были обменены на акции Сбербанка, которые остались в портфеле ФНБ.

Половина денег ФНБ, заплаченных за Сбербанк, почти сразу вернулась в федеральный бюджет: ЦБ перечислил Минфину 1,1 трлн руб., которые позволят частично финансировать антикризисные расходы этого года.

Минфин не раскрыл другие факторы, повлиявшие на сокращение ликвидных резервов. Но депозиты министерства в иностранной валюте также сокращаются из-за ежемесячных продаж долларов, евро и фунтов согласно бюджетному правилу. В апреле—июне Минфин продал валюту в эквиваленте 475 млрд руб. (с учетом июля — 600 млрд руб.).

Вырученные рубли направляются на компенсацию недополученных нефтегазовых доходов бюджета для поддержания расходов. В июле средняя цена российской нефти Urals впервые с марта превысила заложенную в бюджете базовую цену $42,4 за баррель, но российское правительство по-прежнему недополучает нефтегазовые доходы относительно базового уровня.

Это связано с рекордным сокращением добычи нефти в стране из-за сделки ОПЕК+, сообщал РБК.

Рублевые депозиты федерального правительства в июне сократились на 765 млрд руб., следует из данных ЦБ. Средства пошли на финансирование бюджетного дефицита, составившего в июне 682 млрд руб. Всего Минфин планирует задействовать в этом году до 1 трлн руб. рублевых остатков прошлого года. «Изменения таких обязательств [перед федеральными органами госуправления — то есть депозитов правительства] в течение года в первую очередь обусловлены неритмичностью исполнения бюджета по доходам и расходам», — утверждают в Минфине.

Как может развиваться ситуация с долгами и активами

Всего в 2020 году дефицит бюджета может достигнуть 5 трлн руб. (около 5% ВВП), оценивало Министерство финансов в июле. Из них около 4 трлн руб. будут профинансированы за счет чистых внутренних заимствований (размещение госбумаг минус погашение).

овое агентство Fitch прогнозирует, что федеральный госдолг возрастет по итогам 2020 года до 15,8% ВВП с менее 13% ВВП в конце 2019-го. Депозиты федерального правительства (валютные в ФНБ и рублевые счета бюджета) в 2020 году составят 13–14% ВВП, следует из доклада Fitch.

Из него следует, что к концу 2020 года разница между госдолгом и активами правительства достигнет 1,9–2,9 трлн руб. (сейчас около 1,5 трлн руб.).

За пределами 2020 года разрыв между госдолгом и депозитами, вероятно, замедлит рост и стабилизируется к 2022 году. В базовом сценарии Банк России прогнозирует, что в 2022 году средняя цена барреля Urals составит $45 (на уровне нейтральной цены в бюджете), а многосторонние ограничения нефтедобычи перестанут действовать — в этом случае продажи валюты Минфином с его депозитов прекратятся. Федеральный долг стабилизируется на уровне 17,2% ВВП к 2022 году, считают эксперты Fitch. Со следующего года Минфин предлагает сократить бюджетные расходы относительно 2020 года, то есть потребности в долговом финансировании уменьшатся.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/13/08/2020/5f329c319a7947496981c2a6

Госдолг России: что это такое и его размер на сегодняшний день

Какой долг у России?

Любая страна мира имеет в экономике государства важный документ – государственный бюджет. Он позволяет планировать расходы государства на год по таким важным статьям, как медицина и образование, оборона и наука, социальное обеспечение и строительство инфраструктуры, и многое другое.

Доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений от граждан страны (налог на добавленную стоимость, подоходный налог и другие), от предприятий (налог на прибыль предприятий, рента на ресурсы).

Бюджет пополняется и за счет прибыли с экспорта товаров, услуг и ресурсов. Часто бывает, что расходы государственного бюджета превышают его доходы, что образует дефицит – т.е. нехватку денег. И тогда государству приходится занимать финансы у других государств или у населения, выпуская долговые бумаги – облигации. Суммы ежегодных займов и образуют государственный долг.

Что такое государственный долг?

Госдолг – это совокупность денежных займов государства у других стран для покрытия дефицита бюджета. Он равен сумме займов за прошлые года с учетом вычета профицита бюджета (излишек). Т.е. это сумма обязательств по долговым выплатам перед государствами, выдающими деньги или перед иными фондами.

При рассмотрении государственного долга не учитываются те займы, которое государство выдаёт другим странам, учитываются только его займы. Аналогично, не учитывают и обязанность государства выплачивать пенсии и социальные пособия.

Объем внешнего и внутреннего долга выражается либо в валюте страны, либо в общепринятой валюте – долларах США. Для более объективной оценки государственный долг выражают в процентном соотношении суммы долга от размера валового внутреннего продукта (ВВП).

Виды государственного долга

Часто рассматривают два вида госдолга, исходя из вида кредитора.

Госдолг Российской Федерации

После распада Советского Союза в 1991 году все долговые обязательства СССР перешли на руки к России. Взамен другие союзные республики перестали претендовать на долю в международных ценных бумагах Советского союза. В последнее десятилетие XX века огромную долю внешнего долга страны составляли бывшие долги распавшегося государства. Так, в 1994 году внешний долг России составил $118 млрд. из которых $104 млрд. приходилось на долги СССР (почти 90% от общего долга).

В начале 90-х годов Россия начала совершать новые займы из-за постоянного дефицита бюджета. Размер долга неуклонно увеличивался, выплат практически не было и в 1998 году, в год кризиса, внешний долг добрался до максимальной отметки в $187,8 млрд. Когда кризис прекратился, после 1998 года последовало сокращение государственного долга РФ. Летом 2006 года в результате долгих переговоров Россия выплатила «Парижскому клубу» $22,5 млрд. сократив долг СССР до $50 млрд. С учетом займов уже Россией долг составлял почти $235 млрд.

Почти $3,7 млрд. Россия выплатила в 2013 году бывшим кредиторам Советского Союза Чехии и Финляндии. Летом 2017 года Босния и Герцеговина, как кредитор бывшего союзного государства, получила последний крупный транш по советскому долгу в размере $124,5 млн. На сегодняшний день долги СССР практически погашены.

С максимальной отметки 1998 года на начало 2002 года долги России сократились до минимума в $145,6 млрд. Развитие экономики страны с начала 2000-х послужило полем для иностранных инвестиций и займов для России. Активный рост кредитования от коммерческих компаний повысил государственный долг до $541 млрд. к 2008 году.

В этом же году начался мировой финансовый кризис, который сильно ощутили страны бывшего союзного государства, в том числе и Российская Федерация. Сократился объем внешний займов и инвестиций. Но в 2009 году рост кредитования увеличился и с $445 млрд. в середине 2009 долг увеличивался до $716 млрд. вплоть до конца 2013 года.

Летом 2014 года государственный долг России достиг очередного пика в связи с санкциями западных стран в отношение России в связи с событиями на Украине. Максимальное значение составило $735 млрд. к июлю 2014 года. Санкции запретили многим иностранным резидентам предоставлять кредитные деньги для России, что послужило снижению долга в последующие годы.

Зимой 2014-2015 годов на бюджет России пришлись рекордные выплаты по долгам. За короткий период в несколько месяцев были произведены выплаты по госдолгу на сумму более $100 млрд., что послужило валютному кризису в стране и обвалу рубля на фоне падения мировых цен на нефть.

К началу 2019 года внешний долг страны сократился почти на $300 млрд. и составляет около $450 млрд. Долг СССР на 1 января 2019 года составил всего $800 млн.

Динамика государственного долга России и его составных частей

Из чего состоит внешний долг России?

По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:

  • Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,

который состоит из следующих статей:

  • Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
  • Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
  • Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
  • Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
  • Прочее – $30 млн.

Внешний долг Российской Федерации

Исходя из графика с 2000 года объем внешний займов сокращается и составляет около 10% от общего долга в 2019 году. Но, с сокращением внешних займов, растут внутренние.

Оценка госдолга РФ и состояние экономики

После выплат Парижскому клубу государственный долг страны составил 9% от ВВП. К 2008 году он сократился до 5%. Это очень низкие цифры, по сравнению с другими странами. Для сравнения приведены следующие страны:

  • США – более 110% от ВВП.
  • Япония – более 200% от ВВП.
  • Франция – 98% от ВВП.
  • Греция – более 180% от ВВП.
  • Италия – около 135% от ВВП.

Для сравнения с Россией, как с нефтедобывающей страной, государственный долг стран экспортеров углеводородов:

  • Норвегия – около 30% от ВВП.
  • Саудовская Аравия – 8%.
  • Кувейт – 7,5%.
  • Узбекистан – 7%.

Госдолг России доля от ВВП

Последствия

  • Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
  • Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
  • Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.

  • Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
  • Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.

  • Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.