Сколько стоил бензин в 2004 году в России?

Содержание

Бензин за 9 руб, Лада за 4200$… Всего 20 лет назад

Сколько стоил бензин в 2004 году в России?

Каков был курс доллара, сколько стоила поездка на метро, все ли помнят про убитых енотов — интересно, но почему-то грустно вспоминать цены 2000 года.

В 2001 году началось третье тысячелетие. C финансовой точки зрения для меня оно ознаменовалось тем, что свою Волгу ГАЗ-24-10 образца 1987 года с пробегом 125 000 км я тогда продал московскому грузину Зурабу за 2000 долларов…

Материалы по теме

Много это было или мало? Давайте вернемся на два десятка лет назад.

Почем тогда был доллар?

Среднегодовой курс в 2001 году составлял 29,17 руб. за 1 доллар. Тогда это казалось безумно много, потому что еще совсем недавно, до дефолта, доллар стоил всего лишь 6 рублей… Минимальный курс в тот год был 28,16 ₽, а максимальный — 30,3 ₽.

Материалы по теме

А сколько стоила новая машина?

Никаких отечественных машин, кроме Волги, я тогда решительно не признавал.

Никаких отечественных машин, кроме Волги, я тогда решительно не признавал.

Иномарки были для меня чем-то космическим и ассоциировались с бритоголовыми братками. Впрочем, ценники тоже не оставляли шансов для раздумий.

Ради интереса привожу данные из рекламного тойотовского буклета тех лет:

  • Camry — от 28 900 у.е.
  • RAV4 — от 33 800 у.е.
  • Lexus LS430- от 88 900 у.е.

Тем, кто не в курсе или подзабыл, напоминаю: у.е. — это условная единица. А короче говоря — доллар. Просто указывать цены в ненашенской валюте было запрещено — и правильно! Но поскольку стоимость многих товаров в те времена менялась практически каждый день, продавцам приходилось выкручиваться, чтобы ежедневно не переписывать ценники. В итоге было изобретены «убитые еноты», они же — условные единицы: у.е. Умножаете на курс — получаете цену в рублях. Впрочем, многие торговые точки принимали и валюту.

2003 год. Акция протеста во Владике против роста таможенных пошлин на иномарки.

2003 год. Акция протеста во Владике против роста таможенных пошлин на иномарки.

Средняя цена нового отечественного автомобиля (читай — Лады) равнялась 124 000 ₽ (4250 $), а новой иномарки — 570 000 ₽ (19 500 $). Вообще-то я тогда нацеливался на «новую Волгу» — ГАЗ-3111. Я был убежден, что она будет стоить примерно 8000 долларов. Но потом появился ушат с холодной водой: цена нижегородской машины составила аж 16 с чем-то тысяч! С мечтой было покончено, а я приобрел на фирме СЕТ тюнингованную Волгу ГАЗ-3102 за 8500 долларов.

«Новая Волга» благополучно скончалась после выпуска нескольких сотен машин.

«Новая Волга» благополучно скончалась после выпуска нескольких сотен машин.

Забегая вперед, отмечу, что в 2006 году удалось продать ее за 220 000 ₽. И опять звучали голоса: как же удачно ты ее продал!

А какие тогда вообще были цены?

Мясо стоило около 40 ₽ за килограмм, сахар — примерно 13 ₽, аудиокассета с записями Паваротти — примерно 15 ₽ (с записями других певцов, впрочем, — столько же). Батон хлеба — около 7 ₽, килограмм сливочного масла — 50 ₽. Бутылка водки — около 95 ₽. А пообедать в кафе или столовой можно было примерно за 65 ₽.

Что касается общественного транспорта, то с 15 июля 2000 года стоимость одной поездки на столичном метро была 5 рублей, а к 1 января 2006 дошла до 15.

Стоимость жилья, как и сегодня, сильно зависела от географии.

Примерная стоимость жилья в РФ в 2001 году

Город Средняя стоимость жилья, $/м2
Москва 940
Калининград 360
С.-Петербург 490
Екатеринбург 484
Тверь 260
Н. Новгород 301
Новосибирск 435
Пермь 390
Ульяновск 230
Омск 275

А почем было топливо?

Топливо тогда казалось слишком дорогим — впрочем, так было во все времена. Дескать, если бы нынешнюю зарплату да к тем ценам…

Уникальный момент: в Кемерово чуть упали цены на топливо! Впрочем, ненадолго

Уникальный момент: в Кемерово чуть упали цены на топливо! Впрочем, ненадолго

Российские цены на бензин в начале третьего тысячелетия

Год АИ-92 АИ-95
2001 8–30 9–30
2002 9–80 11–00
2003 10–90 12–60
2004 13–60 14–80
2005 16–80 17–50
2006 18–70 19–70
2007 19–40 20–90
2008 20–10 22–80
2009 22–30 24–10
2010 23–50 25–40

За десять лет цена выросла в три раза. А за следующие десять — еще в два раза.

Октябрь 2008 года. АЗС

Октябрь 2008 года. АЗС

О доходах

А вот еще интересные циферки. В 2001 году официальная средняя зарплата составляла 3240 ₽ (111 $). Затем она менялась вот так:

Средняя зарплата по РФ с 2001 по 2010 гг

Год Средняя заработная плата, ₽ 
2001 3240
2002 4360
2003 5499
2004 6740
2005 8555
2006 10 634
2007 13 593
2008 17 290
2009 18 638
2010 20 952

И еще о доходах той поры. С 1 августа 2001 года минимальный размер совокупной выплаты для пенсионеров, имеющих полный трудовой стаж для назначения пенсии, был повышен до 660 ₽ в месяц.

Способ заработка: эдакий магазин «1000 мелочей» на колесах. Инвалид Виктор Соков из Московской области ездил по деревням да селам, продавая что придется.

Способ заработка: эдакий магазин «1000 мелочей» на колесах. Инвалид Виктор Соков из Московской области ездил по деревням да селам, продавая что придется.

Всех, кому захочется поделиться своими воспоминаниями об уровне жизни в «нулевые» года, приглашаем высказаться.

ТАСС и из архива «За рулем»

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/925170-avtovladeltsy-2000-kh-vspomina/

Цена бензина в СССР

Сколько стоил бензин в 2004 году в России?

Многие автомобилисты со стажем вспоминают, что бензин в СССР стоил намного дешевле, чем в современной России. Они отмечают, что в прежние времена и цены на заправках были одинаковыми, не менялись ни в Москве, ни в Вологде, ни в Новосибирске. Это было связано с тем, что все АЗС были государственные и ценовую политику определяли госорганы.

В Советском Союзе существовало большое разнообразие марок бензина, чем СССР всегда гордился. Самым ходовым и востребованным был А-72, цена на который за 1 литр составляла 70 копеек.

Такая цена бензина в СССР никого не отпугивала, поскольку при средней зарплате в 120–150 рублей автомобилисты могли заправлять полный бак и покупать дополнительную канистру бензина, чтобы возить с собой.

Марки бензина за весь период Советского Союза

К основным видам бензина и топлива в 1969 году в СССР относились марки, указанные в таблице 1 (стоимость приведена, согласно действующему тогда государственному стандарту).

Марка Цена за 10 литров, которая была утверждена 29.11.1968.
Авиационный 1 р. 20 коп.
Экстра (для мотоциклов и двухтактных двигателей) 1 р.
АИ-98 1 р. 05 коп.
А-66 60 коп.
Сланцевый 60 коп.
А-72 70 коп.
А-76 75 коп.
Топливная смесь 80 коп.
АИ-93 95 коп.

Под топливной смесью понималась смесь, состоящая из бензина А-72 (25 частей) и автотракторного масла (1 часть), которое принялось для двухтактных двигателей.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. существовали следующие марки бензина:

А-70 и А-74 нужны были, чтобы заправлять иномарки, ЗИМы и ЗИС-110, которых в СССР было очень мало. Бензин марки А-56 нужен был для грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИС. А-74 как и А-72 был неэтилированным.

Автомобиль ЗИС-110

АИ-93 продавался в начале 1980-х гг. на курортных трассах или в очень далёких сельских регионах. Чаще всего на АЗС встречались А-72 и А-76. Если бензина на заправке не было, то колонка обматывалась шлангом.

Редко продавали бензин АИ-98 и марки «Экстра». Его использовали в основном крупные государственные предприятия. Частным лицам данные марки бензина не отпускали.

Топливная смесь и бензин марки А-66 полностью пропали из продажи в 1970-х годах. Проблемы с А-72 начались в начале – середине 1980-х гг.

Бензин для государственных и не частных машин продавали в Советском Союзе за талоны, которые выпускал Государственный комитет по ценам, желающий регулировать цены на бензин в СССР.

Потом для не частников бензин и топливо стали отпускать за наличные деньги, за исключением двух периодов в конце 1960-х – начале 1970-х гг. и в начале 1980-х гг. Тогда были сделаны попытки ввести талоны на бензин для частников, которые вынуждены были искать такие талоны в продовольственных магазинах. В других местах реализация талонов не происходила.

Так выглядели талоны на бензин в СССР

Кто устанавливал стоимость бензина во времена СССР

Регулировкой цены на топливо и бензин в СССР занимался Государственный комитет цен. Работники этой структуры выпускали специальный прайс-лист на бензин, утверждая его в конце календарного года. Действие прейскуранта начиналось с первого января следующего года.

Небольшие отклонения от государственной цены допускались только в удалённых сибирских регионах. В остальных частях страны цены всегда были фиксированные.

Государственный комитет цен следил за тем, чтобы деньги на АЗС взимались за 10 литров, поскольку именно такой расчёт приводился в прейскуранте. Необходимость продавать бензин сразу по 10 литров объяснялась тем, что в стране не было сверхточных заправочных колонок.

Бензоколонка в СССР

Качество бензина и кто это контролировал

Качество бензина определял тот же Госкомитет цен, устанавливая соответствующие ГОСТы для разных марок бензина, дизельного топлива и топливной смеси. Очень редко встречался на АЗС разбавленный бензин, но за это учреждение могло сильно пострадать.

Читайте также  Можно ли россиянину открыть счет в иностранном банке?

В каких годах повышались цены

Стоимость бензина в СССР менялась несколько раз. Динамика изменений цены отражена в таблице 2.

Таблица 2.

Период Особенности Исключения
Начало 1970-х гг. Поднялись на несколько копеек. АИ-93 подорожал на 5 коп. и стал стоить 1 р. Повышение не коснулось бензина марки А-76
1978 г. Цена повысилась в два раза
1981 г. Цена повысилась в два раза

В 1981 году 10 л. А-76 стоило 3 рубля, а АИ-93 повысился с 2 р./за 10 литров (цена на 1978 г.) до 4 р. за 10 литров.

Таблица 3. Стоимость 1 литра бензина в Советском Союзе по годам

Марка бензина 1969 г. Начало 1970-х гг. 1978 г. 1981 г.
А-66 60 коп. Вывели из продажи
А-72 70 коп. 75 коп. Вывели из продажи
А-76 75 коп. 80 коп. 1 р. 50 коп. 3 р.
АИ-93 95 коп. 1 р. 2 р. 4 р.
АИ-98 1 р. 5 коп. 1 р. 10 коп. 2 р. 20 коп. 4 р. 40 коп.
Сланцевый 60 коп. 65 коп. 1 р. 30 коп. 2 р. 60 коп.
Экстра (для мотоциклов и двухтактных двигателей) 1 р. 1 р. 5 коп. Мотоциклисты смешивали прямо на АЗС самостоятельно
Авиационный 1 р. 20 коп. 1 р. 25 коп. 2 р. 40 коп. 4 р. 80 коп.
Топливная смесь 80 коп. 85 коп. 1 р. 70 коп. 3 р. 40 коп.

Сравнение цен на бензин во времена СССР с настоящим временем

Последнее подорожание произошло в 1981 году, тогда АИ-93 и А-76, стоил 3 и 4 р. соответственно за 10 литров. Сейчас эти марки бензина соответствуют А-95, стоимость которого по России варьируется от 44 до 48 рублей за 1 литр. Цену на бензин в городах России сейчас, можно узнать пройдя по данной ссылке.

Современных автомобилистов всегда интересовал вопрос, сколько стоил бензин в СССР. Сводные данные, начиная с 2001 года, приведены в таблице 4.

Таблица 4. Динамика цен на бензин А-95 и топливо в РФ в 2000-е гг. (за 1 литр в рублях).

Год Цена
2001 7 р. 90 коп.
2002 9 р. 80 коп.
2003 11 р. 30 коп.
2004 14 р. 40 коп.
2005 16 р. 80 коп.
2006 18 р. 70 коп.
2007 20 р. 30 коп.
2009 24 р.30 коп.
2010 25 р.
2011 27 р. 40 коп.
2012 26 р. 30 коп.
2013 28 р. 90 коп.
2014 29 р. 40 коп.
2015 33 р.
2016 35 р. 50 коп.
2017 37 р. 10 коп.
2018 45 р. 50 коп.
2019 44–48 р.

Таблица 5. Цены на ДТ, газ и бензин в 2020 году, в России

Марка бензина Стоимость (в рублях)
АИ-92 40,79–43,42
АИ-95 44,39–48,99
ДТ 43,50–50,79
Газ 22,90–24,5

Журналист, редактор, благодаря которому на сайт выкладывается наибольшая часть материалов. Окончил ММУ (Московский Международный Университет) по специальности журналистика в 2009 году.

Источник: https://VisaSam.ru/emigration/sovetskiysoyuz/benzin-v-sssr.html

Цена на бензин в СССР и сегодня в России — Luka Brazi — КОНТ

Сколько стоил бензин в 2004 году в России?

Наверняка сегодня никто и не догадывается, что в период нефтяных открытий, а именно в конце 19-го века, из нефти осуществлялась добыча только керосина, а всё остальное, в том числе бензин, применялось не по назначению. Лишь после того, как был сконструирован двигатель внутреннего сгорания бензин начал использоваться не в медицинских целях – в качестве антисептического средства, а как основной продукт нефтепереработки. Многим интересно, как менялись цены на бензин, что же, узнаем.

Эпохой автомобилестроения был запущен механизм обогащения нефтяных магнатов, стирающий с лица земли помимо природных ландшафтов, еще и целые страны, и жизни людей. Однако не будем разбираться в политике, а просто проанализируем, как в последние года менялись цены на бензин.

Стоимость бензина начала интересовать каждого, кто впервые научился заправлять автомобиль. Вы никогда не задавались вопросом, какая была стоимость бензина год или два назад? А, может быть вам искренне интересно, сколько он стоил десять лет назад, как менялись цены на бензин? Для той группы населения нашей страны, которая слышала о СССР лишь от собственных родителей, будет интересно, что во времена, когда стоимость хлеба была равна 20-ти копейкам, один литр бензина можно было купить всего за 9-ть копеек.

Если учитывать это соотношение, то на сегодняшний день литр этого топлива должен стоить максимум 10-ть рублей.

Как ни печально осознавать, но это всего лишь «должен» и «было» – такого мнения придерживаемся мы, простые обыватели, которые заправляют свои транспортные средства бензином, стоимостью 42-50рублей за один литр.

Даже сегодня, в 2018 году не утихают споры по поводу стоимости бензина в СССР. Одни говорят, что цены были копеечными, а другие твердят о том, что цены не отличались от сегодняшних в России, если сравнивать зарплаты того времени и современные.

Во времена СССР все заправки Великой страны были под государством и, конечно же, по всему союзу цены были едины. Например, в 1968 году гос. комитетом был утвержден прейскурант цен, в котором устанавливалась следующая стоимость топлива:

60 копеек стоил бензин А-66;

70 копеек стоил бензин А-72;

75 копеек стоил бензин А-76;

95 копеек стоил бензин АИ-93;

1 рубль и 5 копеек стоил бензин АИ-98

1 рубль 20 копеек стоил авиационный Б-70.

Также была специальная топливная смесь с маслом для мотоциклов: ВТУ-30-8-63 по цене 80 копеек и ВНТУ НП 67-60 по цене 1 рубль.

Бензин в СССР полностью соответствовал требованиям ГОСТ того времени. Вы спросите, почему цена указывалась за 10 литров? А все просто: тогда бензиновые колонки имели градацию по 5 литров, а если учесть, что заправок по стране было очень мало, то водители заправляли автомобили до отказа и умудрялись еще взять с собой пару канистр. Тогда, как мне рассказывали родители, у многих в гараже стояли огромные 200-литровые бочки с этим самым бензином. Его тогда было завались!

Когда начались 70-е бензин слегка подорожал примерно на 5 копеек, а А-66 уже практически не продавался. Потом, в середине 80-х годов из продажи убрали и А-72.

В 1978 году, произошло не значительное повышение цен на бензин. Подобное произошло и в 1981 году, когда цены повышались в два раза. Таким образом цена на бензин составляла 3 рубля за 10 литров. До распада СССР цены на бензин не менялись.

Сегодня на стоимость бензина влияет повышение акцизов. Плюс нужно учесть, что большинство заправок уже не государственные, а частные. С начала двухтысячных годов цены на бензин кардинально изменились. Я приведу в пример бензин А-95 и его цены с 2000 года:

2001 год — цена 7 рублей 90 копеек;

2002 год — цена 9 рублей 80 копеек;

2003 год — цена 11 рублей 30 копеек;

2004 год — цена 14 рублей 40 копеек;

2005 год — цена 16 рублей 80 копеек;

2006 год — цена 18 рублей 70 копеек;

2007 год — цена 20 рублей 30 копеек;

2009 год — цена 24 рубля 30 копеек;

2010 год — цена 25 рублей;

2011 год — цена 27 рублей 40 копеек;

2012 год — цена 26 рублей 30 копеек;

2013 — цена 28 рублей 90 копеек;

2014 — цена 29 рублей 40 копеек;

2015 — цена 33 рублей;

2016 — цена 35 рубль 50 копеек;

2017 — цена 37 рублей 10 копеек;

2018 — цена 45 рублей 50 копеек.

Как видите, в 70-х и 80-годах цены на бензин действительно были смехотворными.Сегодня же бензин стоит в среднем 42-50 рублей и, возможно, что это не предел.

Мы знаем, как менялись цены на бензин в России, а как быть с другими странами? Наверное, можно долго вести споры о том, является ли бензин дорогим либо нет, если ориентироваться исключительно на российский нефте рынок. Однако давайте посмотрим на цены на бензин в других государствах. Как пример возьмем наиболее ходовую марку бензина – АИ-92. Сразу отметим то, что в переводе на российскую валюту, стоимость данной марки бензина в Соединенных штатах Америки выше всего на 1 рубль. Эх, хорошо было бы, если б уровень жизни наших медиков, военных и ученых приблизился к американскому показателю, так же, как цена на бензин.

Естественно, многие могут брать в качестве примера стоимость бензина в Турции (79 рублей), Нидерландах (72 рубля), Франции и Германии (61 рубль).

Но, они никогда не являлись и не являются нефтедобывающими державами!!!

Для справки отметим, что наиболее дешевый бензин можно найти в продаже в такой стране, как Ангилья, которая очень бедна на природные ресурсы и существует исключительно за счет сферы туризма. Стоимость бензина в этом государстве равна 3-м рублям 74-м копейкам. В Египте это топливо стоит 8-мь рублей, в Венесуэле – 5-ть. Даже в погромленном Ираке стоимость бензина составляет всего 11-ть рублей.

по материалам /zen.yandexkakznatok.ru

Источник: https://cont.ws/@lapsha71/983080

Как правительство России боролось с повышением цен на бензин

Сколько стоил бензин в 2004 году в России?

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 марта вице-премьер РФ Дмитрий Козак провел совещание с главами нефтяных компаний по продлению соглашения о заморозке цен на бензин. Правительство и нефтяники договорились о продлении соглашения о стабилизации цен на топливо, при этом нормы поставок на внутренний рынок будут уменьшены.

Действующие соглашения, предусматривающие повышение цен не выше уровня инфляции, нефтяники подписали с правительством в ноябре 2018 года. Оно истекает 1 апреля 2019 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как российские власти боролись с повышением цен на бензин.

В начале 1990-х годов

К моменту распада СССР стоимость бензина (марки АИ-92) в среднем по России составляла 40 коп. за литр. При этом уже в 1990 году реальная стоимость его производства превысила регулируемую государством цену в два раза, в связи с чем возник дефицит моторного топлива и сформировался черный рынок.

Читайте также  Какая система налогообложения действует в России?

3 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ о либерализации цен. Однако бензин вошел в число социально значимых товаров, на которые цены продолжали устанавливаться государством. 23 декабря 1991 года Министерство экономики и финансов РСФСР выпустило указание, согласно которому цены на бензин было разрешено повысить в три раза — до 1 руб. 20 коп.

Однако уже 4 января 1992 года президент Борис Ельцин подписал постановление правительства РФ, разрешающее нефтеперерабатывающим заводам поставлять 10% производимых продуктов по свободным ценам. В апреле того же года регулирование цен на бензин было фактически передано региональным властям, которые в марте — апреле своими постановлениями повысили их до рыночных. Например, в Москве долгое время поддерживался максимальный тариф в 1 руб. 20 коп.

Однако из-за вывоза топлива в соседние регионы, где цены были либерализованы, возник дефицит. В итоге 20 апреля цены на бензин в столице подскочили до 7 рублей.

На этом подорожание не закончилось, к началу осени 1992 года бензин в Москве подорожал до 20 рублей, а на Дальнем Востоке — до 30 рублей и более. Уже 17 сентября 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов», в котором установил максимальную торговую надбавку на нефтепродукты в 2%. Однако из-за инфляции региональные власти продолжали повышать цены. Так, 20 января 1993 года бензин в Москве и Подмосковье подорожал до 48 рублей, 18 февраля — до 60 рублей.

В апреле 1993 года Борис Ельцин подписал сразу два указа — «О мерах по упорядочению ценообразования на нефть и продукты ее переработки на 1993 год», который фактически запустил процесс полной отмены регулирования цен на топливо, а также «О снабженческо-сбытовых надбавках на нефтепродукты», который временно заморозил цены на топливо для сельскохозяйственных предприятий, так как резкое подорожание угрожало срывом посевной.

В июле 1993 года регулируемые цены на бензин в Москве достигли 100 рублей, в январе 1994 года — 250 рублей, а в ноябре 1994 года — 500 рублей. При этом осенью 1994 года столица пережила серьезный топливный кризис: частные заправочные станции резко подняли тарифы до 2500 рублей, а по регулируемым ценам топливо купить было нельзя. В результате пришлось вмешаться столичным властям. Мэр Москвы Юрий Лужков повысил регулируемые тарифы до 1 тыс. рублей и лишил лицензий 10 коммерческих компаний, завышавших цены на своих заправках. Аналогичные действия на протяжении 1993-1995 годов неоднократно предпринимали и другие регионы.

Окончательно о переходе на рыночные цены на бензин было объявлено 26 июня 1995 года, что позволило на несколько лет ликвидировать проблемы со снабжением топливом в большинстве регионов и стабилизировать цены. Так, в 1995-1998 годах цена на бензин (здесь и далее — марки АИ-95) выросла только с 1680 до 1960 неденоминированных рублей.

Топливный кризис 1999 года

Дефолт в августе 1998 года и резкое снижение курса рубля по отношению к доллару не привели к немедленному росту цен на бензин. Они оставались стабильными на уровне 2 деноминированных рублей за литр. Однако уже 16 ноября 1998 года министр топлива и энергетики России Сергей Генералов сообщил, что в стране «ощущается некоторый дефицит нефти». Вызвано это было тем, что НПЗ увеличили продажи бензина за рубеж, где закупочные цены на него были выше.

Первыми регионами, ощутившими нехватку топлива, стали Карелия и Санкт-Петербург, где с 30 апреля по 5 мая стоимость бензина резко возросла с 2 до 7 рублей. Это практически сразу повлекло за собой рост цен на продукты питания.

7 мая губернатор Петербурга Владимир Яковлев обвинил топливные компании в сговоре, пригрозив: «Мы поддадим им так, что мало этим заговорщикам не покажется». Были возбуждены антимонопольные дела против владельцев автозаправок и Киришского НПЗ (в июле были возбуждены и уголовные дела, но о результатах расследования по ним не сообщалось).

Рост цен был временно остановлен после того, как власти города договорились с Киришским НПЗ об увеличении поставок.

Уже в середине мая 1999 года кризис вышел за пределы Северо-Запада России, бензин начал резко дорожать на Черноземье и в Сибири (в Москве при этом поначалу цены повысились ненамного — на 20%). На рост стоимости топлива повлияла также подготовка Госдумой нового налогового кодекса, который предполагал взимание акцизов не с НПЗ, а с автозаправочных станций (он вступил в силу с 1 января 2001 года).

7 июня 1999 года премьер-министр Сергей Степашин на встрече с главами думских фракций заявил о необходимости «жестко контролировать попытки спекулировать на бензине». Также он пообещал установить «жесткий мораторий на повышение цен на энергоносители». 10 июня на заседании правительства Степашин пообещал «принимать жесткие меры по отношению к спекулянтам вплоть до заведения уголовных дел». «Мы никому не позволим играться с государством», — добавил тогда премьер-министр.

В качестве меры по исправлению ситуации новое правительство под председательством Владимира Путина в августе 1999 года предложило в два раза увеличить вывозные пошлины на нефть и мазут, однако после переговоров с нефтяными компаниями было решено остановиться на компромиссном повышении в 1,5 раза.

Также 25 августа председатель подкомитета Госдумы по топливным ресурсам Валерий Язев сообщил, что Владимир Путин на совещании с руководителем администрации президента Александром Волошиным предложил для решения проблем на топливном рынке создать государственную нефтяную компанию, которая «может стать крупнейшим трейдером на внутреннем рынке и крупным экспортером».

Ситуация на рынке бензина стабилизировалась к осени 1999 года. При этом по итогам года автомобильное топливо во всех регионах подорожало с 2 до 9 рублей. Проблема была решена благодаря тому, что регионы нашли альтернативных поставщиков бензина. Например, в Санкт-Петербурге им стал «Сургутнефтегаз».

28 декабря 1999 года Арбитражный суд по Петербургу и Ленинградской области подтвердил решение ФАС, согласно которому петербургские отделения топливных компаний («Лукойл», Shell, Neste и др.) были обязаны возместить в федеральный бюджет 10 млн рублей, незаконно полученных в результате ценового сговора.

Цены на бензин в 2000-2008 годах

Вплоть до 2008 года бензиновые цены стабильно увеличивались на фоне роста стоимости нефти. Розничная цена литра АИ-95 впервые превысила 10 рублей в 2004 году и 20 рублей — в 2007 году. Серьезных кризисов это увеличение не вызвало, поскольку происходило на фоне быстрого роста экономики и доходов населения. В октябре 2003 года вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко, объясняя ситуацию, заявил, что происходит это ввиду общего повышения цен на нефть и общего уровня потребления в стране.

Тем не менее, политики неоднократно высказывали обеспокоенность в связи со сложившимся положением. Так, в сентябре 2005 года спикер Совета Федерации Сергей Миронов попросил правительство вмешаться в ситуацию. 19 сентября 2005 года руководители крупнейших российских нефтяных компаний на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко приняли решение заморозить цены на бензин и другие нефтепродукты до конца года.

27 сентября 2005 года президент РФ Владимир Путин связал рост цен на бензин «прежде всего с тем, что российская экономика интегрируется в международную экономику», но вместе с этим поручил правительству подготовить решения в связи с подорожанием бензина. В результате правительство решило не повышать акцизы на бензин, заморозив их на уровне 3 тыс. 629 рублей за тонну. Кроме того, сдерживать рост цен позволяли переговоры с нефтяниками, которые добились в ответ постепенного снижения налога на добычу полезных ископаемых. Также ФАС периодически штрафовала нефтяные компании за ценовые сговоры, но только на региональном уровне.

Например, за завышение цен весной 2008 года в Алтайском крае компании «Газпромнефть-Алтай» и «Роснефть-Алтайнефтепродукт» были оштрафованы на 1,2 млн рублей и 3,9 млн рублей соответственно.

После мирового финансового кризиса 2008 года

Промежуточный пик розничных цен на бензин АИ-95 (25,14 рубля) был достигнут в августе 2008 года накануне мирового финансового кризиса. Однако вслед за этим последовало падение цен на нефть и соответственно снижение цен на бензин — до 19,77 рубля за литр в мае 2009 года. Затем рост возобновился.

В 2010-х годах бензин продолжал дорожать вслед за нефтью. 16 декабря 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе прямой линии на вопрос о том, может ли Россия запретить экспорт нефти, чтобы не допустить удорожание бензина внутри страны, ответил: «Мы не можем закрыть экспорт нефти, поскольку он обеспечивает основные поступления в бюджет». С 2010 года правительство РФ впервые с 2005 года начало повышать акцизы на бензин.

Весной 2011 года в ряде регионов России возникли перебои с топливом, что вызвало рост цен. На заседании президиума правительства 28 апреля 2011 года премьер-министр Владимир Путин заявил: «Мы в прошлом году заняли первое место в мире по добыче нефти, и мы не можем допустить, чтобы в нашей стране жители хоть в каком-то месте испытывали дефицит нефтепродуктов». Одной из мер, принятых правительством, стало повышение экспортных пошлин на нефтепродукты. Также Минэнерго договорилось с нефтяными компаниями о временной приостановке экспорта нефти в мае 2011 года.

Кроме того, летом 2011 года Минэнерго по поручению премьер-министра Владимира Путина объявило о подготовке системы резервирования нефтепродуктов для внутренних нужд, назначив ее оператором компанию «Роснефтегаз». 27 июля 2011 года сообщалось, что «Роснефтегаз» заключил рамочные договоры по резервированию нефти с «Роснефтью», «Газпром нефтью», «Зарубежнефтью», «Лукойлом» и «Сургутнефтегазом», однако информация о реальном создании этого резерва не публиковалась.

Психологическая отметка в 30 рублей за литр была преодолена в ноябре 2012 года, в 2013 году цены на бензин стабилизировались на уровне 35 рублей за литр. Колебания нефтяных котировок в 2014-2016 годах слабо отразились на заправках в России, поскольку оптовые и розничные поставщики повышением цен старались компенсировать потери от падения курса рубля.

Читайте также  Сколько Россия зарабатывает в год?

Так, с осени 2014 года до января 2015 года нефть подешевела более чем в два раза, со $100 до $45 за баррель, но бензин продолжал стоить 35 рублей за литр. Следующее крупное падение цен на нефть в декабре 2015 года — феврале 2016 года, когда стоимость барреля сократилась с $50 до $27,5, тоже привело лишь к незначительным изменениям: бензин подешевел с 37,5 до 36,5 рубля за литр, но затем цены возобновили рост.

В августе 2017 года на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 превысила 40 рубля за литр.

2018 год

В мае 2018 года произошел один из самых ощутимых скачков бензиновых цен за последние годы — они поднялись на 5,6% по сравнению с апрелем — до 43,2 рубля за литр. В ответ правительство приняло решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо с 1 июня на 2 тыс. (до 9-11 тыс. рублей) и 3 тыс. рублей (до 4,66 тыс. рублей.) за 1 т, а также отказаться от запланированного повышения акцизов с 1 июля. 7 июня 2018 года президент РФ Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что рост цен на бензин в России произошел «из-за неточного регулирования».

Принятые меры позволили стабилизировать цены на уровне 45 рублей за литр в июне, однако уже в середине октября цены начали приближаться к отметке 46 рублей.

31 октября вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с основными нефтяными компаниями: «Роснефтью», «Газпромом», «Сургутнефтегазом», «Русснефтью», «Газпром нефтью», «Новым потоком», «Нефтегазхолдингом», «Лукойлом», «ТАИФ-НК» и «Татнефтью».

По его итогам появилась договоренность о заморозке оптовых цен на бензин в 2018 году и возможности их последующей индексации не более чем в пределах прогнозируемой годовой инфляции. Если хотя бы одна из компаний, подписавших соглашение, перестанет его выполнять, правительство введет заградительные пошлины на экспорт топлива.

Срок действия соглашения — до 1 апреля 2019 года. Благодаря соглашению средняя цена на бензин марки АИ-95 в целом по регионам РФ снизилась с 45,75 рубля до 45,22 рубля за литр.

21 марта 2019 года правительство РФ решило пролонгировать действие соглашения еще на три месяца, а за это время подготовить новый механизм, гарантирующий снабжение внутреннего рынка топливом в виде обязательного лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов.

Источник: https://tass.ru/info/6258713

Цены на бензин по данным Росстат

Сколько стоил бензин в 2004 году в России?

› Предпринимательство

Рост цен топлива всегда беспокоит граждан России, так как это связано всегда не только с дополнительными расходами владельцев автотранспорта, но также и с повышением стоимости всех продовольственных и непродовольственных товаров. Связано это с доставкой продукции в розничные точки торговли и закладыванием в цену транспортировки.

На сегодняшний день Росстат предлагает следующую статистику того, как вели себя показатели на дизельное топливо, бензин и остальные виды ГСМ в России за последние 20 лет.

Актуальные показатели

Рассматривая средний показатель цен на бензин по статистике за последние почти 20 лет становится очевидно, что его стоимость находится в постоянном росте. Такая же ситуация обстоит с дизельным топливом. Чтобы в этом убедиться, предлагаем посмотреть на данные от Федеральной службы государственной статистики.

Бензин

Цены на бензин автомобильной марки АИ 80 (А – 76) имеют следующую динамику, в соответствии с информацией официального сайта Росстат:

Год Цена Год Цена
2000 7,35 2010 20,09
2001 6,52 2011 24,65
2002 7,58 2012 26,56
2003 9,06 2013 27,91
2004 12,46 2014 40,41
2005 14,32 2015 32,23
2006 15,75 2016 33,59
2007 17,01 2017 35,22
2008 17,41 2018 37,74
2009 19,16 2019 39,42

Как видно, рост происходит регулярно, что не может не сказываться на остальных ценах. Причем, как отмечают специалисты, бензин дорожает независимо от стоимости на нефть. Даже в пиковые проседания котировок на баррель нефти, в РФ отмечается тенденция роста на все типы ГСМ. Также топливный рынок ведет себя и по отношению к АИ-92 бензину. Имеются следующие данные за 1 литр топлива:

  • 2013 год – в среднем по регионам около 28 руб.
  • В 2014 году выросла до 30,6.
  • В 2015 составляла уже 32,2 руб.
  • В 2016 поднялась до отметки в 34,4.
  • В 2017 году – 36,5.
  • И уже в 2018 – 40,9.

Точно такая же ситуация со всеми остальными марками бензина, включая АИ-95 и 98.

Дизель

Что же касается динамики розничных показателей на дизтопливо в России, то здесь ситуация за 10 лет точно такая же, как и с бензином:

  • 2013 год – дизтопливо стоит 31,5 руб.
  • 2014 год – взлетает до отметки 33,8.
  • 2015 год – 34,9.
  • 2016 год – 36,8.
  • 2017 год – 38,7.
  • 2018 год – 39,34.
  • 2019 год – 44,14.

На графике отражена динамика роста на тот период времени.

Динамика

Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.

По годам

Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:

  • С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
  • Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
  • С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
  • К 2015 году опять же таки на 70%;
  • А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.

Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.

Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.

Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.

Если оценивать покупательскую способность граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.

Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:

  • В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
  • К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
  • 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
  • 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
  • А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
  • В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.

По городам

Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:

  • Чукотский автономный округ – 51,5.
  • Якутия – 50,7.
  • Магаданская область – 44,4 руб.
  • Камчатский край – 44,9.
  • Приморский край – 39,3.

Наименьшая цена оказалась в:

  • Кемеровской области – 35,7 руб.
  • В Томской области – 34,5.
  • В Омской области – 35,6 руб.
  • В Челябинской области – 35,5.
  • В Чеченской республике – 35 руб. ровно.

Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.

Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.

Прогноз

Что касается прогнозных данных, то, в ближайшие 5 лет ожидается дальнейший рост цен на бензин.

Так МинЭнерго дает следующие прогнозные показатели:

  • Инфляция на 2020 год планируется порядка 4%. Поэтому, и цены на бензин вырастут приблизительно в этих отметках.
  • В 2022 году прогнозная “вилка” будет находиться от 48,37 до 50,19 руб.
  • К 2024 году от 48,67 до 51,41.

Как видно из прогнозных данных, не стоит ожидать даже незначительного замедления темпов роста. Стоимость горюче-смазочных материалов будет непрерывно повышаться, подтягивая за собой цены на все остальные группы продовольственных и непродовольственных товаров.

Цены на бензин по данным Росстат Ссылка на основную публикацию

Источник: https://rosinfostat.ru/tseny-na-benzin/